Платежные системы. Ипотека. Калькуляторы. Банки. Яндекс Деньги. WebManey. Общая информация

Платежные системы. Ипотека. Калькуляторы. Банки. Яндекс Деньги. WebManey. Общая информация

» » 6 казачьи общества рф понятие функции. Особенности создания и деятельности казачьих обществ в российской федерации. I. Общие положения

6 казачьи общества рф понятие функции. Особенности создания и деятельности казачьих обществ в российской федерации. I. Общие положения

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПО СОЗДАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КАЗАЧЬИХ ОБЩЕСТВ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Методические рекомендации разработаны Главным управлением региональной безопасности Московской области при участии Отдельского казачьего общества Московской области, рассмотрены и утверждены на заседании Постоянной рабочей группы Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества Московской области

Красногорск

2013 год I . Общие положения

Данное пособие также предназначено для использования должностными лицами центральных исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Московской области при организации взаимодействия с казачьими обществами.

Правовая и организационная основы несения российским казачеством государственной службы определяются Федеральным законом от 01.01.2001 № 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества". Данный закон не распространяется на деятельность российского казачества, не связанную с государственной службой.

2. Основные термины и понятия, применяемые в настоящих методических рекомендациях:

Казачье общество – форма самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества.

Казачьи общества создаются в виде хуторских, станичных, городских, отдельских и войсковых казачьих обществ, члены которых в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы.

Хуторское, станичное, городское казачье общество - первичное объединение граждан Российской Федерации и членов их семей - жителей одного или нескольких сельских и городских поселений либо иных населенных пунктов, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы.

Отдельское казачье общество - казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения хуторских, станичных и городских казачьих обществ на территории субъекта Российской Федерации.

Войсковое казачье общество - казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения окружных (отдельских) казачьих обществ и осуществляет свою деятельность на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.

Хуторские, станичные, городские, отдельские, войсковые казачьи общества создается с фиксированной численностью членов казачьего общества, принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы.

Казачьи общества подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

Государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации - информационный ресурс, содержащий сведения о казачьих обществах. Ведение реестра осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами является Министерство регионального развития Российской Федерации, в полномочия которого входит:

мониторинг и анализ реализации государственной национальной политики в отношении казачества;

разработка и реализация программ в сфере государственной политики по возрождению и развитию российского казачества.

Распоряжением Президента Российской Федерации от 01.01.2001
№ 15-рп «О Совете при Президенте Российской Федерации по делам казачества» создан Совет при Президенте Российской Федерации по делам казачества, основными задачами которого являются:

подготовка предложений Президенту Российской Федерации по определению приоритетных направлений государственной политики в отношении российского казачества;

систематическое информирование Президента Российской Федерации по вопросам, касающимся российского казачества;

участие в подготовке проектов нормативных правовых актов по вопросам реализации государственной политики в отношении российского казачества;

обеспечение взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с казачьими обществами и общественными объединениями казачества;

анализ деятельности казачьих обществ и общественных объединений казачества.

II . Порядок создания казачьего общества

3. Общий порядок создания и деятельности казачьих обществ.

Казачье общество считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области (далее – Управление Минюста России по Московской области).

С указанного момента казачье общество имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах , и несет связанные с этой деятельностью обязанности.

Полная правоспособность, позволяющая членам казачьего общества нести государственную или иную службу, возникает у казачьего общества с момента его внесения в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и сохраняется до момента исключения из него.

4. Основными этапами работы по созданию казачьего общества являются:

Подготовка инициативной группой граждан, желающих объединиться в казачье общество, проекта устава казачьего общества;

Проведение общего собрания для принятия решения о создании казачьего общества, утверждения его устава и избрания органов управления ;

Государственная регистрация казачьего общества в качестве некоммерческой организации .

Блок-схема создания казачьего общества (КО)

5. В учредительных документах (уставе) казачьего общества должны содержаться следующие сведения:

Наименование казачьего общества, с указанием на характер его деятельности и организационно-правовой формы («казачье общество»);

Местонахождение казачьего общества;

Порядок управления деятельностью казачьего общества;

Предмет и цели деятельности;

Права и обязанности членов казачьего общества, условия и порядок приема в члены казачьего общества и выхода из него;

Источники формирования имущества казачьего общества;

Порядок внесения изменений в учредительные документы казачьего общества (устав);

Порядок использования имущества в случае ликвидации казачьего общества;

Структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления казачьего общества, порядок принятия ими решений и выступления от имени казачьего общества;

Иные положения, предусмотренные федеральными законами.

6. Местом нахождения казачьего общества является место нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Как правило, местом регистрации казачьего общества является нежилое помещение. При этом в качестве места нахождения может быть указан и адрес жилого помещения, где проживает руководитель казачьего общества.

7. Порядок управления деятельностью казачьего общества определяется его уставом.

Определен минимальный состав органов управления:

- общее собрание (круг) - высший орган управления казачьего общества;

Утверждение финансового плана казачьего общества и внесение в него изменений;

Участие в других организациях;

Реорганизация и ликвидация казачьего общества.

Общее собрание (круг) правомочно, если на нем присутствует не менее 2/3 от общего количества членов казачьего общества.

По вопросам, не относящимся к исключительной компетенции общего собрания (круга), решения принимаются открытым или тайным голосованием простым большинством голосов от числа присутствующих членов. По вопросам, относящимся к исключительной компетенции, за исключением вопросов о реорганизации и ликвидации казачьего общества, решение принимается квалифицированным большинством в 3/4 голосов присутствующих членов. По вопросам о реорганизации и ликвидации казачьего общества решение принимается квалифицированным большинством в 3/4 голосов списочного состава членов казачьего общества.

Совет атаманов - руководящий коллегиальный орган управления на период между проведением общих собраний. Порядок формирования, состав и полномочия совета атаманов определяются уставом.

Совет атаманов казачьего общества может состоять из атамана этого общества, его первого заместителя (товарища), заместителей, а также атаманов других казачьих обществ, входящих в состав данного казачьего общества.

Атаман казачьего общества - единоличный исполнительный орган управления, осуществляющий текущее (общее) руководство казачьим обществом, избираемым общим собранием (кругом) и подотчетное ему.

Товарищ атамана - первый заместитель атамана казачьего общества.

Правление казачьего общества - коллегиальный исполнительный орган управления казачьим обществом, подотчетный общему собранию (кругу) и, по сложившейся практике, подчиненный атаману. Общее собрание (круг) определяет количественный состав правления, избирает его членов и принимает решение о досрочном прекращении их полномочий.

В состав руководящих органов казачьего общества не могут входить лица, не являющиеся его членами.

Избрание (назначение) какого-либо лица в орган казачьего общества возможно либо в случае его личного присутствия на соответствующем собрании, либо при наличии его согласия на такое избрание (назначение).

Уставами казачьих обществ наряду с органами управления предусмотрено формирование контрольно-ревизионных органов, а также суда чести и совета стариков .

8. На втором этапе работы осуществляется подготовка и проведение инициативной группой общего собрания граждан для принятия решения о создании казачьего общества, утверждения его устава и избрания органов управления.

Решение о создании казачьего общества принимается на общем собрании (круге) казаков, проживающих на территории одного или нескольких муниципальных образований Московской области.

В настоящее время законодательством Российской Федерации численность членов казачьего общества при его учреждении и регистрации не установлена. В связи с этим, исходя из фиксированной численности членов, установленной для внесения хуторского казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации (после отмены Временного положения «О государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации», утвержденного Указом Президента РФ, и введения в действие приказа Минюста России от 01.01.2001 № 166
"О численности членов казачьих обществ, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы, необходимой для внесения казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации"), ОКО МО рекомендует при принятии решения о создании казачьего общества учесть, что общее число граждан, изъявивших желание объединиться в форме казачьего общества, должно быть не менее 20 человек , которые на момент создания общества достигли 18 лет и являются полностью дееспособными.

На общем собрании казачьего общества принимаются следующие решения:

О создании казачьего общества;

Об утверждении устава казачьего общества;

О формировании (избрании) органов казачьего общества (в т. ч., органов управления, ревизионного органа, суда чести и совета стариков).

В случае принятия кругом устава, содержащего положения о несении казаками военной или иной государственной службы, он подлежит согласованию соответственно с Министром обороны Российской Федерации, руководителями других министерств и ведомств Российской Федерации.

Решение общего собрания о создании казачьего общества оформляется протоколом, подписываемым избранным председателем и секретарем общего собрания.

9. Завершающим этапом создания казачьего общества является его государственная регистрация Управлением Миниюста России по Московской области.

Документы, необходимые для государственной регистрации казачьего общества, представляются в Управление Минюста России по Московской области не позднее чем через три месяца со дня принятия решения о создании такой организации.

Все документы, кроме документов, представляемых в электронной форме, и учредительных документов казачьего общества, представляются на государственную регистрацию в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником.

Документы, содержащие более одного листа, должны быть прошиты, пронумерованы и заверены подписью заявителя на обороте последнего листа на месте прошивки.

Для государственной регистрации казачьего общества представляются следующие документы:

а) Заявление о государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании по форме № РН0001.

Заявление подписывается уполномоченным лицом (далее – заявитель), с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов. При государственной регистрации казачьего общества заявителем выступает атаман или доверенное лицо атамана.

Подлинность подписи заявителя заверяется в нотариальном порядке. За совершением такого нотариального действия может обратиться только атаман.

б) Устав казачьего общества, подготовленный с учетом установленных законом требований, представляется в трех подлинных экземплярах, за исключением документов, представляемых в электронной форме.

Два экземпляра устава, представляемых на государственную регистрацию, должны быть прошиты и заверены подписью заявителя или нотариуса.

Листы всех экземпляров устава, представляемых на государственную регистрацию, должны быть пронумерованы.

Образец оформления титульного листа устава:

Образец типового устава можно получить, пройдя по ссылке: http://www. *****/activities/interethnic_relations/kazaki/methods/

в) Решение общего собрания (круга) о создании казачьего общества и об утверждении его учредительных документов (устава) с указанием состава избранных (назначенных) органов. Представляется в виде протокола заседания :

ПРОТОКОЛ № 1

Круга (общего собрания учредителей)

Московская область « »__________2013 г.

ПРИСУТСТВОВАЛИ :

Учредители: ФИО. Кворум имеется.

ПОВЕСТКА ДНЯ:

1. Избрание счетной комиссии.

3. Избрание председателя и секретаря круга.

4. О создании хуторского казачьего общества.

5. О местонахождении хуторского казачьего общества.

6. О территории деятельности.

7. Об утверждении устава хуторского казачьего общества.

8. Избрание совета стариков (старейшин).

9. Избрание суда чести.

10. Избрание правления хуторского казачьего общества.

11. Избрание атамана хуторского казачьего общества.

12. Избрание товарища атамана хуторского казачьего общества.

13. Избрание ревизионной комиссии.

14. Регистрация хуторского казачьего общества.

ПОСТАНОВИЛИ :

1. Заслушав докладчика ФИО, постановили: избрать счетную комиссию в количестве ___ человек, в составе: ФИО. Председателем счетной комиссии избрать ФИО.

2. Заслушав докладчика ФИО, постановили: голосование по всем вопросам проводить открытым голосованием.

3. Заслушав докладчика ФИО, постановили: избрать председателем круга - ФИО, секретарем – ФИО.

4. Заслушав докладчика ФИО, постановили: создать хуторское казачье общество, полное наименование ____, сокращенное наименование: __________.

5. Заслушав докладчика ФИО, постановили: считать местонахождением хуторского казачьего общества следующий адрес: индекс, Московская область, г._________ ул.____________, д.___. По этому адресу будут находиться постоянно действующий руководящий орган хуторского казачьего общества.

6. Заслушав докладчика ФИО, постановили: территория деятельности организации – Московская область, муниципальный район (городской округ).

7. Заслушав докладчика ФИО, постановили: принять и утвердить устав. Голосовали: за - кол-во, против - кол-во, воздержались - кол-во.

8. Заслушав докладчика ФИО, постановили: избрать совет старейшин в количестве кол-во человек, в составе: ФИО. Председателем совета старейшин избрать ФИО. Голосовали: за - кол-во, против - кол-во, воздержались - кол-во.

9. Заслушав докладчика ФИО, постановили: избрать суд чести в количестве кол-во человек, в составе: ФИО. Председателем суда чести избрать ФИО. Голосовали: за - кол-во, против - кол-во, воздержались - кол-во.

10. Заслушав докладчика ФИО, постановили: избрать правление хуторского казачьего общества в количестве кол-во человек, избрать в состав правления хуторского казачьего общества: ФИО.

11. Заслушав докладчика ФИО, постановили: избрать атаманом хуторского казачьего общества ФИО.

12. Заслушав докладчика ФИО, постановили: избрать товарищем атамана хуторского казачьего общества ФИО.

13. Заслушав докладчика ФИО, постановили: избрать ревизионную комиссию в количестве кол-во человек. Председателем ревизионной комиссии избрать - ФИО, членами - ФИО.

14.Заслушав докладчика ФИО, постановили: передать устав казачьего общества на утверждение главе муниципального района (городского округа) Московской области, затем зарегистрировать в уполномоченном регистрирующем органе хуторское казачье общество. Поручить выступать заявителем при регистрации _____________ от лица учредителей ФИО.

Председатель: ФИО ____________________________

Секретарь: ФИО ____________________________

Счетная комиссия:

Председатель ФИО ____________________________

Члены: ФИО ____________________________

14. Эмблема казачьего общества подлежит государственной регистрации. Казачьими обществами представляются в Управление Минюста России по Московской области на государственную регистрацию эмблем и символики следующие документы:

Заявление о государственной регистрации символики, представляется в одном экземпляре, подписанное атаманом, в подлиннике, на каждый вид символики заполняется отдельный бланк заявления с приложением изображения и описания заявляемой символики. Заявление прошивается вместе с изображением и описанием символики и заверяется подписью атамана и оттиском печати;

Выписка из решения общего собрания (круга) об утверждении символики (с приложением ее изображения и описания) в двух экземплярах. Выписку подписывает атаман и заверяет оттиском печати. Каждый экземпляр выписки, вместе с приложением изображения и описания символики, прошивается, нумеруется, заверяется на обороте последнего листа подписью атамана и оттиском печати. На каждый вид символики заполняются отдельно листы с изображением и описанием;

Письменное согласие правообладателя или его законных представителей, документы, выданные федеральным органом исполнительной власти по охране интеллектуальной собственности, решения суда и другие правоустанавливающие, разрешительные документы, подтверждающие правомочия на использование:

а) личного имени гражданина (за исключением случаев, когда оно является частью наименования зарегистрированной некоммерческой организации);

б) символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских правах;

в) символики, защищенной иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований Российской Федерации;

г) государственной символики Российской Федерации, государственной символики субъектов Российской Федерации, символики муниципальных образований, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, символики иностранных государств, а также символики международных организаций.

В заявлении необходимо указывать конкретный вид символики, подлежащий государственной регистрации (эмблема, флаг, герб, гимн и др.).

Представляемые на государственную регистрацию символики документы оформляются следующим образом:

Заявление оформляется на русском языке;

В описании приводится характеристика заявленной символики: ее вид, способ выражения (например, изобразительный), указание на составляющие ее элементы, смысловое значение, обозначение в целом или ее элементов (частей);

Если словесное обозначение является малоупотребляемым в русском языке (например, специальный термин, историческое название, устаревшее слово), то указывается его значение;

Если обозначение или его часть является изобразительным, то приводится описание всех входящих в него элементов и указывается его смысловое значение, если таковое имеется;

Если изобразительное обозначение носит абстрактный характер, то указывается, что оно собой символизирует;

Если в целях регистрации в качестве символики заявляется звуковое или иное обозначение, то приводится характеристика составляющего его звука (звуков), нотная запись, с приложением фонограммы (видеозаписи) на носителях (компакт-диск, флэшкарта).

Заявляемая символика приводится следующим образом.

На лист заявления вклеивается или иным образом наносится изображение заявляемой символики форматом 8 x 8 см.

Изображение заявляемой символики представляется в том цвете или цветовом сочетании, в котором испрашивается регистрация символики.

Если испрашивается регистрация символики в ином, чем черно-белое, исполнении, то в описании указывается его цвет или цветовое сочетание. Описание цветов должно соответствовать цветам, используемым в обозначении символики и содержащимся в репродукции.

Изображение символики должно иметь качественное графическое исполнение, позволяющее репродуктировать его в неограниченном количестве копий.

Изображение и описание символики представляется на государственную регистрацию также в электронном виде (на компакт-диске, флэшкарте).

Документы о государственной регистрации символики (либо отказе в ней) направляются заявителю на адрес, указанный в заявлении о государственной регистрации символики.

Предоставить документы на государственную регистрацию символики заявитель вправе лично или направить их почтовым отправлением, или в электронном виде с использованием информационных ресурсов Минюста России или Единого портала государственных услуг в сети Интернет.

III. Внесение казачьего общества в государственный реестр

казачьих обществ в Российской Федерации

В настоящее время в соответствии с Указами Президента Российской Федерации «О внесении изменений в акты Президента Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений актов Президента Российской Федерации по вопросам российского казачества» и от 01.01.2001 № 1096 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном вести государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации» ведение государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации осуществляет Минюст России.

Внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации подлежат хуторские, станичные, городские, отдельские и войсковые казачьи общества, члены которых в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы.

Казачье общество для внесения в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации представляет в Управление Минюста России документы, перечень которых предусмотрен статьей 6 Федерального закона
«О государственной службе российского казачества»:

1) устав казачьего общества, согласованный и утвержденный в установленном порядке;

2) перечень казачьих обществ, входящих в состав отдельского казачьего общества;

3) решение общего собрания (круга) казачьего общества о ходатайстве о внесении казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

4) нотариально удостоверенную копию свидетельства о государственной регистрации казачьего общества;

5) сведения об общей численности членов казачьего общества, о численности (фиксированной) членов казачьего общества, принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Хуторское, станичное, городское казачье общество при представлении данных сведений представляет также список членов казачьего общества, принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы;

6) иные необходимые для государственной регистрации документы в соответствии с установленным порядком ведения государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации.

Численность членов казачьих обществ, принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы, необходимая для внесения казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, установлена приказом Минюста России от 01.01.2001 № 166
"О численности членов казачьих обществ, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы, необходимой для внесения казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации" и составляет не менее:

20 членов для хуторских казачьих обществ;

100 членов для станичных и городских казачьих обществ.

В связи с этим требования приказа Минюста России от 01.01.2001 № 166 к численности казачьих обществ проверяются Управлением Минюста по Московской области при внесении казачьих обществ в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и применяются при ведении данного реестра.

IV . Взаимодействие с ОКО МО при создании казачьего общества

на территории Московской области

15. Действующее законодательство о государственной службе российского казачества закладывает в структуру казачьих обществ принцип вертикального закрепления и взаимного участия. Так, первичные казачьи общества (хуторские, станичные, городские) входят в состав отдельских казачьих обществ, которые в свою очередь составляют войсковые казачьи общества.

На территории Московской области в соответствии с Уставом, утвержденным Губернатором Московской области и зарегистрированным Минюстом России, свою деятельность осуществляет Отдельское казачье общество Московской области войскового казачьего общества «Центральное казачье войско» (ОКО МО).

При создании казачьего общества на территории Московской области представителям инициативной группы вновь создаваемого казачьего общества рекомендуется следующее.

Первые казаки появились в России в 16-ом веке. Их основу составляли крестьяне, бежавшие на окраины России от крепостной зависимости. В дальнейшем они заключали с правителями России соглашения, в соответствии с которыми в обмен на сохранение их вольного статуса они выполняли функции по охране государственных границ.

В тридцатые годы прошлого столетия казаки как отдельная социальная группа практически перестали существовать, многие из них были репрессированы.

Движение за возрождение российского казачества приобрело широкий размах в 80-е годы 20-го века. С принятием Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов" и ряда указов Президента Российской Федерации по реализации данного Закона движение приняло организованный характер и переросло рамки общественного движения. Однако отсутствие механизма реализации указанных законодательных актов и ясно сформулированной государственной политики по отношению к казачеству не позволяло придать движению за возрождение казачества целенаправленный, конструктивный характер. Раздробленность казачьих общественных объединений и их различный подход к проблеме возрождения казачества затрудняли эту работу. Все это обусловило необходимость правового регулирования казачьих общественных объединений и, соответственно, выделения их как особой разновидности юридических лиц.

В федеральный закон от 12 января 1996 г. N 275-ФЗ "О некоммерческих организациях" федеральным законом от 3 июня 2009 г. N 107-ФЗ были внесены изменения, в соответствии с которыми появилась такая организационно-правовая форма некоммерческих организаций как казачьи общества.

Помимо ГК казачьи общества также регулируются Федеральным законом

Кроме того, как следует из п. 4 указа президента Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. "О совершенствовании деятельности по возрождению и развитию российского казачества", должно быть принято специальное постановление правительства РФ регулирующее деятельность федерального органа исполнительной власти, уполномоченное вести государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, однако до настоящего времени такого постановления не было принято. Указом Президента РФ от 09 августа 1995 г. N 835 утверждено Временное положение о государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации.

Для того, чтобы быть внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации его члены в установленном порядке должны принять на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Данные обязательства отражаются в уставе казачьего общества по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований соответственно.

Согласно п. 1 ст. 123.15 ГК казачьими обществами признаются внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации объединения граждан, созданные в целях сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества, а также в иных целях, предусмотренных Федеральным законом от 5 декабря 2005 года N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества", добровольно принявших на себя в порядке, установленном законом, обязательства по несению государственной или иной службы.

Необходимость придания казачьим обществам статуса юридического лица и закрепления соответствующей организационно-правовой формы обусловлена тем, что помимо выполнения прочих функций войсковые казачьи общества занимаются в определенной степени хозяйственной деятельностью и участвуют в гражданском обороте. При этом, являясь хозяйствующим субъектом, их деятельность носит некоммерческий характер, так как не направлена на извлечение прибыли.

Как и в случае других некоммерческих организаций, основная цель казачьего общества - достижение общественно полезных целей, которые указаны в упомянутом выше определении в самом общем виде.

Кроме того, обычными направлениями их деятельности являются:

1) охрана общественного порядка;

2) охрана экологии, земельных ресурсов, охотничьих угодий, лесов, рыбоохрану;

3) охрана объектов муниципальной собственности, сопровождение грузов;

4) патриотическое воспитание детей и молодежи;

5) ликвидация последствий стихийных бедствий и оказание помощи пострадавшим;

6) профилактика и борьба с наркоманией;

7) создание условий для массового отдыха жителей и организацию обустройства мест массового отдыха населения, включая организацию совместных культурных, спортивных и иных мероприятий в рамках проводимых государственных и религиозных праздников, исторических событий и других мероприятий.

Государственная регистрация казачьих обществ осуществляется в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2003 года N 1096 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном вести государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации". Этим указом установлено, что федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным вести государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, является Министерство юстиции Российской Федерации.

Нельзя не обратить внимания на то, что в ГК говорится только о зарегистрированных казачьих обществах. Это обусловлено тем, что настоящее время появилось большое количество псевдо казачьих организаций, которые используют казачью атрибутику, однако по сути таковыми не являются.

Единственными видами юридических лиц, в которые могут быть преобразованы казачьи общества являются ассоциации и автономные некоммерческие организации.

казак некоммерческий документооборот канцелярия

Для разработки данной темы нам необходимо, в первую очередь, ознакомиться с правовыми основами создания и деятельности некоммерческих организаций, к которым и относят казачьи общины.

Строго говоря, казачья община как таковая является крайне любопытным, как историческим, так и правовым феноменом. Не углубляясь в историю формирования казачества в России, стоит отметить, что для определения статуса казачества в современной РФ важным является закон о реабилитации репрессированных народов принятый в 1991 году ФЗ «О реабилитации репрессированных народов». В данном законе во 2 статье казачество напрямую признается культурно-этнической общностью. Данное уточнение крайне важно, так как впервые за казачеством как группой признается этнический компонент.

Наиболее важным звеном в понимании правового статуса казачьих общин являются два важных замечания. Во-первых, необходимо отметить, что казачьи сообщества в официально правовом поле РФ могут существовать только в формате НКО. Таким образом, рассмотрение указанной выше проблемы стоит начать именно с определения понятия и статуса НКО, а так же правовых основ деятельности данных организаций. Во-вторых, необходимо уточнить что все казачьи общества регистрируемые в формате НКО делятся на реестровые и нереестровые. Вхождение в государственный реестр казачьими обществами является полностью добровольным.

Термин «некоммерческая организация» был сформулирован в части 1 Гражданского кодекса РФ. В данном кодексе говорится, что под некоммерческой организацией понимаются юридические лица, целью которых не является извлечение прибыли и распространение полученной прибыли между участниками Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ часть 1. Это отнюдь не значить, что предпринимательской деятельностью некоммерческая организация заниматься не может. Проще говоря, всю прибыль в организации участники должны пускать на цели, которые указаны непосредственно в Уставе организации, а не делить между собой. Некоммерческие организации создаются для достижения определенных целей, а именно социальных, образовательных, научных, культурных, благотворительных, также в целях охраны здоровья граждан, защиты прав, законных интересов граждан, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи. Сфера деятельности некоммерческих организаций обширна.

В настоящий момент существует список нормативно правовых актов регламентирующих деятельность некоммерческих организаций. Это в первую очередь Гражданский кодекс РФ статья 48 пункт 3, который указывает, что «к юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ ст. 48».

Так же статья 50 пункт 3 гласит, что «юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ ст. 50».

Создание общественных объединений способствует реализации прав и законных интересов граждан. Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов.

«Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ ст. 3».

«Общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом. Деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности.

Деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах - общедоступной Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ ст. 15».

Помимо упомянутого выше Гражданского кодекса существует так же список федеральных законов, которые регламентируются деятельность некоммерческих организаций. К ним относятся: Федеральный закон «О некоммерческих организациях», Федеральный закон «Об общественных объединения».

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» в статье 1 определяет, что предметом регулирования являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией общественных объединений. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют равные права с гражданами Российской Федерации в сфере отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации. Право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» ст.1.

Федеральный закон «Об общественных объединения» и закон «О некоммерческих организациях» являются идентичными, поскольку нормы в законах повторяются. Однако есть некоторые отличия, в ФЗ «О некоммерческих организациях» представлен перечень организационно правовых форм НКО. Однако, ФЗ «О некоммерческих организациях» непосредственно упоминает и определяет казачьи общества.

ФЗ «О некоммерческих организациях» в статье 6 пункте 1, которое дает определение казачьего общества: «Казачьими обществами признаются формы самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества. Казачьи общества создаются в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ, члены которых в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Казачьи общества подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации» Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 N 7-ФЗ ст. 6.1.

Так же, законом, напрямую регулирующим деятельность казачьих обществ, является ФЗ «О государственной службе российского казачества», в соответствии с которым для регистрации казачьего общества в государственный реестр необходимо предоставить следующий список документов:

  • 1) заявление утвержденной структурой уполномоченной на ведение реестра;
  • 2) устав казачьего общества;
  • 3) заверенная атаманом казачьего общества копия решения высшего органа управления казачьего общества о ходатайстве о внесении данного казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;
  • 4) заверенная атаманом казачьего общества копия принятого высшим органом управления казачьего общества решения или заверенные атаманом копии решений высших органов управления казачьих обществ, о принятии в надлежащем порядке на себя участниками указанных казачьих обществ обязанностей по несению государственной службы. Городское, станичное, хуторское казачье общество вместе с копией решения предоставляет список членов казачьего общества, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы;
  • 5) заверенные атаманом казачьего общества копии решений высших органов управления казачьих обществ о вхождении в состав данного казачьего общества Федеральный закон от 05.12.2005 N 154-ФЗ (ред. от 03.12.2008) «О государственной службе российского казачества» ст.6 п.6.

Седьмой пункт данного федерального закона гласит, что уполномоченный орган в области ведения реестра, или его территориальный орган при отсутствии предусмотренных ФЗ оснований для приостановления процедуры внесения казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации или отказа во внесении казачьего общества в указанный реестр не позднее чем через тридцать дней со дня получения документов, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, принимает решение о внесении казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и не позднее трех рабочих дней со дня принятия указанного решения выдает атаману казачьего общества свидетельство о внесении казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации по форме, утвержденной органом, уполномоченным в области ведения реестра Федеральный закон от 05.12.2005 N 154-ФЗ (ред. от 03.12.2008) «О государственной службе российского казачества» ст.6 п.7.

«Казачье общество, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, ежегодно представляет в орган, уполномоченный в области ведения реестра, или в его территориальный орган сведения об общей численности членов казачьего общества, о фиксированной численности его членов, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы, по форме и в сроки, которые определяются органом, уполномоченным в области ведения реестра. Хуторское, станичное, городское казачье общество вместе с указанными сведениями представляет также список членов казачьего общества, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы Федеральный закон от 05.12.2005 N 154-ФЗ (ред. от 03.12.2008) «О государственной службе российского казачества» ст.6 п.8».

Статья 6 пункт 1 федерального закона гласит, что может быть приостановление процедуры внесения казачьего общества в государственный реестр, а также отказ во внесении в реестр и исключение из него. Рассмотрим, какие могут быть основания для приостановления процедуры внесения казачьего общества в государственный реестр. Во-первых, это непредставление необходимых документов для внесения казачьего общества в государственный реестр. Во-вторых, несоответствие документов, представленных для внесения казачьего общества в государственный реестр. В-третьих, приостановление процедуры может быть при наличии документов с недостоверными сведениями.

В пункте 3 федерального закона описаны основания для отказа внесения казачьего общества в реестр, к числу таких относится: 1. Невыполнение порядка предоставление документов 2. Невыполнение обществом требований регистрирующей организации, по устранению недостатков повлекших за собой временное приостановление процедуры регистрации. В соответствии с пунктом 6 отказ может быть обжалован в вышестоящий орган или в суде.

В соответствии с пунктом 8 основания для исключения казачьего общества из государственного реестра могут быть:

  • 1) нарушение казачьим обществом Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и т.д.;
  • 2) ненадлежащее несение государственной службы членами казачьего общества;
  • 3) несоответствие номинального и фактического членов казачьего общества;
  • 4) прекращение деятельности казачьего общества.

Так же важными документами определяющими порядок деятельности казачьих обществ является устав, обязательный для любого НКО. Каждая казачья организация имеет свой устав, зачастую имеющий отличия от подобных зарегистрированных в РФ организаций. Однако, данные отличия не принципиальны. Большинство их подобных организаций взяли за образец структуру и устав одной из первых казачьих организаций, так и не вошедших в итоге в государственный реестр - «Союз казаков России».

Рассмотрев в данной статье правовую основу деятельности казачьих организаций мы можем сделать ряд выводов:

  • · любая фактически существующая казачья община для приобретения правового статуса должна принять форму НКО;
  • · деятельность всех НКО в РФ регламентируется Гражданским кодексом, ФЗ «Об общественных объединениях», ФЗ «О некоммерческих организациях» и ФЗ «О государственной службе российского казачества»;
  • · напрямую регламентирует порядок организации казачьих обществ именно ФЗ «О государственной службе российского казачества»;
  • · любое казачье общество зарегистрированное в единственно возможной форме НКО, в соответствии с ФЗ обязано иметь устав, который в свою очередь регламентирует порядок внутренней деятельности общества.

Статья 2 Федерального закона от 05.12.2005г. № 154-ФЗ «О государственной службе Российского казачества» определяет казачье общество как добровольное объединение граждан Российской Федерации в форме некоммерческой организации, образованное в соответствии с федеральным законодательством, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной и иной службы.

Статья 2 Федерального закона от 05.12.2005г. № 154-ФЗ «О государственной службе Российского казачества» определяет виды казачьих обществ в зависимости от территориальной сферы деятельности данных организаций, которые могут быть хуторскими, станичными, городскими, окружными (отдельскими), войсковыми.

Хуторские казачьи общества - создаются в пределах территории муниципального образования и входят в станичные казачьи общества.

Хуторское казачье общество, расположенное на территории Сибирского и Дальневосточного федеральных округов вносится в реестр, если в его состав входит не менее 10 способных и изъявивших желание нести государственную и иную службу членов казачьего общества.

Станичные казачьи общества и городские казачьи общества , расположенное на территории Сибирского и Дальневосточного федеральных округов - вносятся в государственный реестр, если общая численность их членов составляет не менее 30 таких членов казачьих обществ.

Окружные (отдельские) казачьи общества - создаются в пределах территории субъекта Российской Федерации путем объединения хуторских, станичных, городских казачьих обществ.

Хуторские, станичные и городские казачьи общества объединяются в окружные (отдельские) казачьи общества, если общая численность способных и изъявивших желание нести государственную и иную службу членов составляет не менее 2000.

В зависимости от местных условий эти казачьи общества могут быть объединены в окружное (отдельское) казачье общество, если общая численность их членов составляет менее 2000. Для окружных (отдельских) казачьих обществ, расположенных на территории Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Численность членов казачьих обществ должна составлять не менее 500 человек.

Войсковое казачье общество создается в пределах территорий двух и более субъектов Российской Федерации, определяемых Президентом Российской Федерации, и является самостоятельным объединением хуторских, станичных, городских и окружных (отдельских) казачьих обществ.

Казачье общество подлежит государственной регистрации в качестве некоммерческой организации. При этом оно является самостоятельной организационно-правовой формой некоммерческих организаций.

Решение о государственной регистрации казачьих обществ принимается территориальным органом Министерства юстиции РФ по месту нахождения организации.

Членами казачьего общества могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста, относящие себя к казакам, и граждане Российской Федерации, добровольно вступившие в казачье общество в соответствии с их уставом и взявшие на себя обязательства по несению государственной и иной службы.

Члены окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ в обязательном порядке должны являться членами входящих в их состав хуторских, станичных и городских казачьих обществ.

Для государственной регистрации казачьих обществ в территориальный орган Министерства юстиции РФ представляются документы, перечень которых определен п.5 ст.13.1 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Документы для государственной регистрации казачьего общества, представляются в уполномоченный орган не позднее чем через три месяца со дня принятия решения о создании такого общества.

Устав казачьего общества принимается на круге (собрании) соответствующего казачьего общества.

Устав окружного (отдельского) казачьего общества и уставы, входящих в его состав хуторских, станичных, городских казачьих обществ согласовываются с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в части обязательств членов казачьего общества по несению службы, отнесенной федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации к ведению этих органов.

Устав войскового казачьего общества и уставы входящих в его состав окружных (отдельских), хуторских, станичных и городских казачьих обществ согласовываются с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в части обязательств членов казачьих обществ по несению службы, отнесенной федеральным законодательством к ведению этих органов.

Устав войскового казачьего общества утверждается президентом Российской Федерации.

Уставы окружных, войсковых и иных казачьих обществ, действующих на территории нескольких республик в составе Российской Федерации, краев и областей, утверждаются Президентом Российской Федерации по согласованию с соответствующими органами республик, краев и областей.

К органам управления казачьего общества относятся:

Круг (собрание) членов казачьего общества либо выборных от определенного уставом количества членов казачьего общества - высший представительный орган управления.

В войсковом казачьем обществе круг (собрание) - это съезд выборных от каждого хуторского, станичного, городского казачьего общества. Выборные на круг войскового казачьего общества избираются кругами хуторских, станичных, городских казачьих обществ, входящих в состав войскового казачьего общества.

Совет атаманов казачьего общества - представительный орган управления.

Правлениеказачьего общества - коллегиальный исполнительный орган управления казачьего общества.

Атаман казачьего общества (руководитель) - единоличный исполнительный орган управления казачьего общества.

Атаман войскового казачьего общества утверждается президентом Российской Федерации после внесения этого казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации. Если на территории субъекта Российской Федерации действуют два и более войсковых казачьих общества, не внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, атаман избирается представительным органом управления этого казачьего общества.

Атаманы округов и территориальных отделов назначаются Президентом Российской Федерации.

Атаманы казачьих обществ станиц (хуторов) избираются на станичном (хуторском) казачьем круге.

Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью казачьего общества осуществляет контрольно-ревизионная комиссия. В ее состав не могут входить казаки, избранные в органы управления казачьего общества.

После государственной регистрации казачьего общества в качестве юридического лица оно подлежит внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

При отсутствии установленных статьей 23.1 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» оснований для отказа в государственной регистрации казачьего общества документы рассматриваются в том же порядке и в те же сроки, что и иные некоммерческие организации.

В качестве общественного объединения могут быть зарегистрированы объединения, состоящие из казаков и созданные для защиты их прав и интересов.

Государственная регистрация общественных организация осуществляется в соответствии с требованиями ст. 21. Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»

Государственная регистрация общественных объединений, содержащих в своем наименовании словосочетание «казачье общество» недопустима.

Казачьи общественные объединения не вправе использовать в своих названиях словосочетания: «хуторское общество», «станичное общество», «городское общество», «отдельское общество», «окружное общество» или «войсковое общество», а также дублировать названия, используемые для обозначения реестровых обществ.

Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность казачьих обществ

  1. Конституция Российской Федерации;
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации;
  3. Федеральный закон от 05.12.2005г. № 154-ФЗ «О государственной службе Российского казачества»;
  4. Федеральный закон от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

5. Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;

  1. Указ Президента Российской Федерации от 16.04.1996 № 563 «О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе»;
  2. Указ Президента РФ от 16 апреля 1996 г. N 562 "Вопросы Главного управления казачьих войск при Президенте Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями);
  3. Указ Президента РФ от 16 апреля 1996 г. N 563 "О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе" (с изменениями от 11 декабря 1996 г., 21 марта 2005 г., 30 апреля 2009 г.);
  4. Указ Президента РФ от 13 июня 1996 г. N 882 "Об утверждении Типового договора о несении государственной и иной службы членами казачьих обществ" (ред. от 21.03.2005);
  5. Указ Президента РФ от 11 декабря 1996 г. N 1673 "Об утверждении Положения о Главном управлении казачьих войск при Президенте Российской Федерации" (с изменениями от 9 июля 1997 г., 12 февраля 1998 г., 30 апреля 2009 г.);
  6. Указ Президента РФ от 09.02.2010 N 171 "О форме одежды и знаках различия по чинам членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации";
  7. Постановление Правительства РФ от 22.04.1994 N 355 "О концепции государственной политики по отношению к казачеству";
  8. Постановление Правительства РФ от 8 октября 2009 г. N 806 «О порядке привлечения членов казачьих обществ к несению государственной или иной службы и порядке заключения федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами договором (соглашений) с казачьими обществами» и др.