Платежные системы. Ипотека. Калькуляторы. Банки. Яндекс Деньги. WebManey. Общая информация

Платежные системы. Ипотека. Калькуляторы. Банки. Яндекс Деньги. WebManey. Общая информация

» » Системный анализ в логистике на практике. Логистика: Системный анализ и управление логистическими системами, Реферат. Системный анализ в логистике – инструменты и сервисы для работы

Системный анализ в логистике на практике. Логистика: Системный анализ и управление логистическими системами, Реферат. Системный анализ в логистике – инструменты и сервисы для работы

ПЛАНИРОВАНИЕ В ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

В логистической системе должны присутствовать элементы планомерности, только тогда она будет эффективна в условиях динамично изменяющейся внешней среды.

Под планированием в общем виде понимают разработку мотивированной модели действий.

Планирование – это процесс разработки и последующего контроля за ходом реализации разработанного и принятого к исполнению плана и его корректировки в соответствии с изменяющимися условиями. Кроме того, это процесс обработки информации, направленный на обоснование предстоящих действий, выявление наилучших способов достижения целей.

Функциями планирования являются научное обоснование целей развития, выбор наилучших способов достижения целей.

В логистике важно различать уровни планирования.

Стратегическое планирование – это особый вид плановой работы, заключающийся в разработке стратегических решений (в форме прогнозов, проектов, программ и планов). В ходе стратегического планирования разрабатывается политика.

Тактическое планирование – это планирование отдельных мероприятий, касающихся достижения стратегических целей и определения ресурсов для их реализации. На данном этапе происходит распределение ресурсов по отдельным направлениям логистики.



Операционное (оперативное) планирование представляет собой выбор средств решения задач, поставленных, заданных или установленных вышестоящим руководством. В рамках данного вида планирования происходит планирование каждого направления логистики в отдельности.

Принципы планирования (требования) представляют собой основные исходные положения, правила обоснования и организации разработки плановых документов. Они должны постоянно изменяться, совершенствоваться, наполняться новым содержанием по мере развития экономики. Различаются следующие принципы планирования:

1) принцип необходимости планирования (повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида деятельности);

2) принцип единства планов (разработка общего или сводного плана социально-экономического развития предприятия);

3) принцип непрерывности планирования (на каждом предприятии процессы планирования, организации и регулирования всей хозяйственной деятельности являются взаимосвязанными между собой);

4) принцип гибкости планов (предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности);

5) принцип участия (состоит в том, что никто не может планировать эффективно для кого-то другого).

Соблюдение принципов планирования при составлении планов по логистической системе позволит существенно повысить ее эффективность.

Методы, этапы, принципы и порядок проведения логистического анализа.

ЛОГИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Персонал логистического менеджмента фирмы постоянно нуждается в анализе результатов принимаемых управленческих решений. При этом анализ производится, как правило, по отдельным логистическим функциям и в общем по логистике компании для определения уровня достижения стратегических, тактических и оперативных целей логистической системы. С позиции логистики нас прежде всего интересует экономический и финансовый анализ. Данные такого анализа позволяют оценить принимаемые логистическими менеджерами решения, которые сказываются в конечном итоге на уровне общих затрат, прибыли, рентабельности и других результирующих показателях.

На уровнях фирмы можно выделить следующие задачи логистического анализа, например:

Выполнение стратегического (тактического, оперативного) логистического плана;

Соответствие логистического плана маркетинговому и производственному;

Качество продукции и логистического сервиса; анализ степени удовлетворения запросов потребителей;

Эффективность выполнения отдельных логистических функций и работы отдельных подсистем, звеньев и элементов логистической системы;

Эффективность использования в логистическом менеджменте инвестиций, основных фондов, оборотного капитала, материальных ресурсов, живого труда;

Производительность (продуктивность);

Уровень технологической и технической базы логистического менеджмента;

Эффективность логистической информационной системы и применяемых информационно – компьютерных технологий;

Финансовый аудит;

Составляющие логистических издержек;

Влияние логистической стратегии фирмы на ее положение на рынке;

Логистические риски и разработка мер по их снижению;

Поставщики, потребители, посредники с точки зрения реализации логистической концепции фирмы;

Уровень координации, интеграции и взаимодействия фирмы и логистических посредников и т.д.

В основу логистического анализа положены такие принципы, как научность, системный подход, динамичность, выделение приоритетных направлений, комплексность, полнота и достоверность информационной базы и др. Применяемые при этом методы и приемы характерны для общего технико–экономического анализа производственно–хозяйственной деятельности. Большое значение для эффективности анализа имеет информационная база, которая включает совокупность нормативных, плановых, учетных и отчетных показателей, характеризующих состояние и динамику логистической системы и ее внешней экономической среды.

Логистический анализ можно классифицировать по ряду признаков:

По целям и задачам различают анализ выполнения стратегического (тактического, оперативного)плана; определение комплексных логистических показателей; оценка результатов хозяйственной и финансовой деятельности; подготовка информации для принятия управленческих решений и т.п.;

По аспектам выделяют экономический, финансовый, технико– экономический, функционально–стоимостный, проблемно– ориентированный и другие виды анализа;

По уровню объектов анализ может охватывать логистическую систему в целом, отдельную подсистему, звено, элемент логистической системы; логистическую сеть, канал, цепь и т.п.;

По субъектам логистический анализ может быть внешним (например, внешний аудит) или внутренним, проводимым собственным персоналом фирмы;

По периодичности и повторяемости различают ежегодный (ежеквартальный, ежемесячный, ежедневный) и разовый анализ;

По характеру принимаемых решений анализ может быть предварительный, оперативный, текущий, итоговый, перспективный.

При проведении логистического анализа в фирмах применяется широкая гамма различных методов и приемов. Для повышения точности и достоверности анализа используется большое количество различных математических и экономико-математических методов и моделей, составляющих научную базу логистики. Среди наиболее распространенных в логистическом менеджменте методов и технических приемов анализа можно указать: - методы математической статистики (факторный, индексный, кластерный, дисперсионный анализ, множественные корреляционно– регрессионные модели, спектральный анализ и др.); - функционально – стоимостный анализ; - методы статистического имитационного моделирования на ЭВМ; - различные эконометрические методы и модели; - методы экспертных оценок.

СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА В ЛОГИСТИКЕ

Проведение системного анализа строится на использовании определенного инструментария. Основу данного инструментария составляют методы системного анализа.

Метод представляет собой путь познания, который опирается на определенную совокупность ранее полученных общих знаний (принципов). При проведении системного анализа могут использоваться следующие методы:

1) методы типа мозговой атаки. Главное предназначение данных методов состоит в поиске новых идей, их широком обсуждении, конструктивной критике;

2) метод сценариев. Представляет собой средство первичного упорядочения выявленной проблемы в области обслуживания потребителя, получения и сбора информации о взаимосвязях решаемой логистической проблемы с другими, о возможных и вероятных направлениях будущего развития системы;

3) методы экспертных оценок. Данные методы основаны на различных формах экспертного опроса с последующим оцениванием и выбором по выбранным критериям наиболее предпочтительного варианта;

4) методы типа «Дельфи». Основой данного метода является мозговая атака. Цели данного метода – обратная связь, ознакомление экспертов с результатами предшествующего этапа анализа и учет этих результатов при оценке значимости экспертами;

5) методы типа дерева целей. Дерево целей является связным графом, вершины которого рассматриваются как цели логистической системы, а ребра или дуги – как связи между ними. Экспертам предлагается оценить структуру модели исследуемой логистической системы в целом и дать предложения по поводу включения в нее неучтенных связей;

6) морфологические методы. Главная идея морфологического подхода состоит в систематическом нахождении всех возможных вариантов решения логистической проблемы с помощью комбинирования выделенных элементов или их признаков;

7) матричные формы представления и анализа данных. Они не являются специфическим инструментом анализа исследуемых логистических систем, но широко применяются на разных этапах анализа логистической системы в качестве вспомогательного средства;

8) программно-целевой метод. Представляет собой разработку и выполнение перспективных задач, ориентированных на достижение определенной цели независимо от установленных рамок. Он предполагает последовательную реализацию комплекса технических, организационных и экономических мероприятий;

9) метод анализа систем. Данный метод используется для оценки альтернативных курсов действий при распределении ресурсов в соответствии с целями логистических подсистем. Если цели установлены, для решения определенных задач предлагаются различные программы. В процессе анализа проводится оценка альтернативных планов.

В логистике, как и во многих других подсистемах предприятия, применение системного анализа позволяет решить многие возникающие проблемы.
Системный анализ в узком смысле есть методология принятия решений, в широком смысле – синтез методологии общей теории систем, системного подхода и системных методов обоснования и принятия решений. Кроме того, под системным анализом понимают методологию решения сложных проблем большого масштаба. Системный анализ в логистике позволяет разделить сложную логистическую задачу на совокупность отдельных простых задач, разделить сложную логистическую систему на элементы с учетом их взаимосвязи. В данном случае анализ является процессом последовательной декомпозиции решаемой сложной логистической проблемы на взаимосвязанные частные полпроблемы. Системный анализ основан на системном подходе. Системный анализ представляет собой взаимосвязанное логико – математическое и комплексное рассмотрение совокупности вопросов, относящихся не только к замыслу, разработке и функционированию современных систем, но и к методам руководства всеми этими этапами с учетом всех социальных, политических, стратегических, психологических, правовых, географических и других аспектов. Системный анализ применительно к логистике является методологией исследования или упорядочения логистической системы. В данном случае под упорядочением понимается расположение элементов логистической системы в определенной последовательности в зависимости от некоторых их признаков. Основные отличия системного анализа от других подходов: альтернативы логистических систем оцениваются с позиций длительной перспективы; отсутствуют стандартные логистические решения; четко излагаются различные взгляды при решении одной и той же логистической проблемы; применяется к проблемам, для которых не полностью определены требования стоимости или времени; признается принципиальное значение организационных и субъективных факторов в процессе принятия логистических решений и в соответствии с этим разрабатываются процедуры согласования различных точек зрения; особое внимание уделяется факторам риска и неопределенности, их учету и оценке при отборе наиболее оптимальных решений среди возможных вариантов. Полезность системного анализа в логистике состоит в том, что имеют место большее понимание и проникновение в суть логистической проблемы: практические усилия, заключающиеся в выявлении взаимосвязей и количественных ценностей, способствуют обнаружению скрытых точек зрения за теми или иными решениями, большей точности, большей сравнимости, большей полезности и эффективности.

Применение системного анализа для решения логистических проблем является эффективным средством, поскольку его использование позволяет решать возникающие на практике логистические проблемы. Применение системного анализа должно осуществляться в определенной последовательности.

1. Анализ проблемы в области логистического обслуживания потребителей.Данный этап имеет особое значение, поскольку придуманные проблемы часто могут выдаваться за актуальные. Под проблемой в сфере обслуживания понимается несоответствие между необходимым (желаемым) и фактическим положением дел в области обслуживания конечных потребителей.

2. Определение логистической системы.Для того чтобы определить логистическую систему, проблема в области обслуживания распределяется на совокупность четко сформулированных задач. В итоге определяются задачи, стоящие перед логистической системой, и методы их реализации. В больших логистических системах задачи образуют иерархию.

3. Анализ структуры логистической системы. На данном этапе определяются функциональные элементы логистической системы, такие как снабжение, производство, складирование, распределение, транспортировка. Необходимо следовать определенному порядку в выделении подсистем, элементов логистической системы и реализуемых в них процессов.

4. Формулирование глобальной цели и критериев оценки эффективности функционирования логистической системы. Необходимо следовать от анализа существующего положения, достигнутого уровня к последовательному прогнозу развития логистической системы.

5. Декомпозиция цели, выявление потребностей в ресурсах и процессах. На данном этапе используется метод дерева целей, при котором цель увязывается со средствами.

6. Прогноз и анализ будущих условий. Данный этап позволяет получить информацию о будущем развитии логистической системы.

7. Оценка целей и средств.Данный этап необходим, поскольку при анализе логистических систем специалист по логистике, как правило, имеет дело с неструктурированными или слабоструктурированными проблемами.

8.Отбор вариантов.Выбор осуществляется на основании критериев, позволяющих ликвидировать несоответствие потребностей потребителей и средств их удовлетворения.

9. Анализ существующей логистической системы.В процессе анализа возникает необходимость в диагностическом обследовании организационной структуры управления предприятием, направленном на выявление ее возможностей и недостатков.

10. Формирование программы развития.При формировании программы развития применяются матричные, сетевые методы экономического анализа, описательные модели, нормативные операционные модели.

Актуальность системного анализа логистической системы предприятия повышается в том случае, если его ресурсы и средства ограничены. В таких условиях важно следовать упорядоченной процедуре анализа. Необходимо оптимально сочетать данные процедуры в процессе системного анализа. В теории сформирован перечень процедур,необходимый для проведения системного анализа логистической системы предприятия:

1) Определение границ исследуемой логистической системы.Данные границы являются условными и определяются конкретной задачей исследования с учетом всех поставщиков предприятия, его потребителей и любых иных субъектов, каким – либо образом с ним связанных;

2) Определение всех надсистем, в которые входит исследуемая система в качестве части.Следует изучать в качестве основных такие надсистемы, как экономические, политические, государственные, региональные, социальные, экологические, международные;

3) Определение основных черт и направлений развития всех надсистем. Данная процедура касается всех подсистем, которым принадлежит логистическая система предприятия. В частности, необходимо сформулировать их цели и противоречия между ними;

4) Определение роли исследуемой логистической системы в каждой подсистеме. В данной процедуре следует рассмотреть такие аспекты: идеализированную, ожидаемую роль логистической системы с точки зрения надсистемы, реальную роль исследуемой логистической системы в достижении целей надсистемы;

5) Выявление состава логистической системы.Данная процедура предполагает выявление частей, из которых она состоит;

6) Определение структуры логистической системы, под которой понимают совокупность связей между ее компонентами;

7) Определение функции компонентов логистической системы. Необходимо выявить целенаправленные действия компонентов, их вклад в реализацию роли системы в целом;

8) Выявление причин, объединяющих отдельные части в единую логистическую систему, в целостность.Как правило, интегрирующим фактором, формирующим целостные логистические системы, является человеческая потребность. Так, первичным интегрирующим фактором является цель в области обслуживания потребителей;

9) Определение всех возможных связей, коммуникаций логистической системы с окружающей внешней средой;

10) Рассмотрение логистической системы в динамике, в развитии. Необходимо сформулировать историю логистической системы, источник ее возникновения, рассмотреть периоды становления, тенденции и перспективы ее развития, переходы к качественно новым состояниям.

Проведение системного анализа строится на использовании определенного инструментария. Основу данного инструментария составляют методы системного анализа. Метод представляет собой путь познания, который опирается на определенную совокупность ранее полученных общих знаний (принципов). При проведении системного анализа могут использоваться следующие методы:

1) Методы типа мозговой атаки.Главное предназначение данных методов состоит в поиске новых идей, их широком обсуждении, конструктивной критике;

2) Метод сценариев.Представляет собой средство первичного упорядочения выявленной проблемы в области обслуживания потребителя, получения и сбора информации о взаимосвязях решаемой логистической проблемы с другими, о возможных и вероятных направлениях будущего развития системы;

3) Методы экспертных оценок.Данные методы основаны на различных формах экспертного опроса с последующим оцениванием и выбором по выбранным критериям наиболее предпочтительного варианта;

4) Методы типа «Дельфи».Основой данного метода является мозговая атака. Цели данного метода – обратная связь, ознакомление экспертов с результатами предшествующего этапа анализа и учет этих результатов при оценке значимости экспертами;

5) Методы типа дерева целей. Дерево целей является связным графом, вершины которого рассматриваются как цели логистической системы, а ребра или дуги – как связи между ними. Экспертам предлагается оценить структуру модели исследуемой логистической системы в целом и дать предложения по поводу включения в нее неучтенных связей;

6) Морфологические методы.Главная идея морфологического подхода состоит в систематическом нахождении всех возможных вариантов решения логистической проблемы с помощью комбинирования выделенных элементов или их признаков;

7) Матричные формы представления и анализа данных.Они не являются специфическим инструментом анализа исследуемых логистических систем, но широко применяются на разных этапах анализа логистической системы в качестве вспомогательного средства;

8) Программно – целевой метод.Представляет собой разработку и выполнение перспективных задач, ориентированных на достижение определенной цели независимо от установленных рамок. Он предполагает последовательную реализацию комплекса технических, организационных и экономических мероприятий;

9) Метод анализа систем.Данный метод используется для оценки альтернативных курсов действий при распределении ресурсов в соответствии с целями логистических подсистем. Если цели установлены, для решения определенных задач предлагаются различные программы. В процессе анализа проводится оценка альтернативных планов.

Следование принципам позволяет достигать хороших результатов в любой деятельности. Это объясняется тем, что принципы представляют собой требования, выведенные теорией и практикой специально для достижения оптимальных состояний в различных условиях. Знание принципов в логистике позволяет ее специалистам сравнительно адекватно реагировать на неопределенность внешней среды.

Принцип представляет собой обобщенные опытные данные, закон явлений, найденный из наблюдений. Кроме того, под принципом можно понимать постоянно и последовательно применяемый метод.

Необходимо следовать определенным принципам системного анализа.

Принцип оптимальности. Доказано, что характерной чертой развития в современных условиях является определение наиболее подходящего варианта логистической системы. Необходимо выбирать такие решения, которые являются лучшими по комплексу критериев для заданных условий.

Принцип эмерджентости.Служит продолжением принципа оптимальности и выражает следующее важное свойство системы: чем больше размеры исследуемой логистической системы и чем значительнее различие в размерах между частью и целым, тем, как правило, больше вероятность того, что свойства целого могут сильно отличаться от свойств отдельных частей системы.

Принцип системности. В соответствии с данным принципом необходимо подходить к рассмотрению логистической системы как к комплексному объекту, представленному совокупностью взаимосвязанных частных элементов (функций), осуществление которых обеспечивает достижение нужного эффекта в минимальные сроки и при наиболее минимальных затратах трудовых, финансовых и материальных ресурсов. Необходимо, с одной стороны, рассматривать логистическую систему как единое целое, с другой – как часть более крупной системы, в которой анализируемый объект состоит в определенных отношениях.

Принцип иерархии.В соответствии с данным принципом необходимо формировать иерархическое построение сложных логистических систем, поскольку управление в них связано с переработкой и использованием значительных объемов информации. При этом на нижних уровнях используется боле е детальная и конкретная информация. На более высоких уровнях используется обобщенная информация.

Принцип интеграции.Этот принцип направлен на выявление и развитие интегративных свойств и закономерностей в логистических системах. Интегративные свойства системы появляются в результате совмещения элементов до целого, совмещения функций во времени и пространстве.

Принцип формализации.Данный принцип ориентирован на получение количественных и комплексных характеристик функционирования логистической системы.


Практическая часть


Похожая информация.


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Альметьевский государственный нефтяной институт

Кафедра: "Менеджмент"

Контрольная работа

по курсу "Логистика"

на тему: "Системный анализ и управление логистическими системами"

Выполнила студентка

группы 41-82

Яковлева Р.В.

Проверила к.э.н. доцент

Фадеева А.В.

Альметьевск 2014

Введение

1. Основы системного анализа

3. Виды логистических систем

Заключение

Введение

Управление материальными потоками всегда являлось существенной стороной хозяйственной деятельности. Однако лишь сравнительно недавно оно приобрело положение одной из наиболее важных функций экономической жизни. Основная причина - переход от рынка продавца к рынку покупателя, вызвавший необходимость гибкого реагирования производственных и торговых систем на быстро изменяющиеся приоритеты потребителя.

Логистика в значительной степени может построить рациональные связи между изготовителями продукции и потребителями, обеспечить эффективную доставку готовой продукции и комплектующих изделий своевременно и с минимальными затратами. Логистика решает многие задачи, которые являются типовыми для производственных предприятий, посреднических организаций и торгово-закупочных фирм.

Актуальность темы обусловлена тем, что повышение эффективности промышленного производства и снижение издержек во всех звеньях логистической цепи зависит от рациональной организации товаропроводящей цепи, а следовательно от рациональной организации закупок, складского, тарного и транспортного хозяйства - важнейших элементов товародвижения.

Целью работы является изучение одного из разделов дисциплины "Системный анализ и структуры управления логистическими системами", а также применение методов оптимизации к управлению материальными потоками логистической системы.

1. Основы системного анализа

Понятие логистической системы является одним из базовых понятий логистики. Существуют разнообразные системы, обеспечивающие функционирование экономического механизма. В этом множестве необходимо выделять именно логистические системы с целью их синтеза, анализа и совершенствования.

Понятие логистической системы является частным по отношению к общему понятию системы. Поэтому дадим вначале определение общему понятию системы, а затем определим, какие системы относят к классу логистических.

Перечислим свойства, которыми должна обладать система. Тогда, если удастся доказать, что какой-либо объект обладает этой совокупностью свойств, то можно утверждать, что данный объект является системой.

Существует четыре свойства, которыми должен обладать объект, чтобы его можно было считать системой.

* Первое свойство (целостность и членимость). Система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Следует иметь в виду, что элементы существуют лишь в системе. Вне системы это лишь объекты, обладающие потенциальной способностью образования системы. Элементы системы могут быть разнокачественными, но одновременно совместимыми.

* Второе свойство (связи). Между элементами системы имеются существенные связи, которые с закономерной необходимостью определяют интегративные качества этой системы. Связи могут быть вещественные, информационные, прямые, обратные и т. д. Связи между элементами внутри системы должны быть более мощными, чем связи отдельных элементов с внешней средой, так как в противном случае система не сможет существовать.

* Третье свойство (организация). Наличие системоформирующих факторов у элементов системы лишь предполагает возможность ее создания. Для появления системы необходимо сформировать упорядоченные связи, т. е. определенную структуру, организацию системы.

* Четвертое свойство (интегративные качества). Наличие у системы интегративных качеств, т.е. качеств, присущих системе в целом, но не свойственных ни одному из ее элементов в отдельности.

Можно привести множество примеров систем. Возьмем обыкновенную шариковую ручку и посмотрим, имеет ли она четыре признака системы Аникина Б.А. Логистика: [учебник для вузов] /Под ред. Б.А. Аникина. - М.: ИНФРА-М, 2011. .

Первое: ручка состоит из отдельных элементов - корпус, колпачок, стержень, пружина и т.д.

Второе: между элементами имеются связи - ручка не рассыпается, она является единым целым.

Третье: связи определенным образом упорядочены. Все части разобранной ручки можно было бы связать ниткой. Они тоже были бы взаимосвязаны, но связи не были бы упорядочены и ручка не имела бы нужных нам качеств.

Четвертое: ручка имеет интегративные (суммарные) качества, которыми не обладает ни один из составляющих ее элементов ручкой можно удобно пользоваться: писать, носить.

Точно так же можно доказать, что такие объекты, как автомобиль. студенческая группа, оптовая база, совокупность взаимосвязанных предприятий, настоящая книга и многие другие привычные, окружающие нас объекты тоже являются системами.

Природа материального потока такова, что на своем пути к потреблению он проходит производственные, складские, транспортные звенья. Организуют и направляют материальный поток разнообразные участники логистического процесса.

Методологической основой сквозного управления материальным потоком является системный подход (системный анализ), принцип реализации которого в концепции логистики поставлен на первое место.

Системный анализ - это направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем, что позволяет исследовать трудно наблюдаемые свойства и отношения в объектах.

Системный анализ означает, что каждая система является интегрированным целым даже тогда, когда она состоит из отдельных, разобщенных подсистем. Системный подход позволяет увидеть изучаемый объект как комплекс взаимосвязанных подсистем, объединенных общей целью, раскрыть его интегративные свойства, внутренние и внешние связи.

Функционирование реальных логистических систем характеризуется наличием сложных связей как внутри этих систем, так и в их отношениях с окружающей средой. В этих условиях принятие частных решений, без учета общих целей функционирования системы и предъявляемых к ней требований, может оказаться недостаточным, а возможно и ошибочным.

Допустим, что руководство завода без согласования с оптовым и розничным звеном приняло решение о внедрении мощного оборудования для фасовки сахарного песка в бумажные пакеты. Возникает вопрос: как воспримет это нововведение вся товаропроводящая система, приспособленная к транспортированию, хранению и выполнению остальных технологических операций с сахарным песком, упакованным именно в мешки? Не исключено, что в ее работе произойдет сбой.

В соответствии с требованиями системного подхода решение о фасовке сахарного песка на заводе-изготовителе должно приниматься во взаимной связи с остальными решениями, общей целью которых является оптимизация совокупного материального потока.

Системный анализ не существует в виде строгой методологической концепции. Это своего рода совокупность познавательных принципов, соблюдение которых позволяет определенным образом сориентировать конкретные исследования.

При формировании логистических систем должны учитываться следующие принципы системного подхода:

* принцип последовательного продвижения по этапам создания системы. Соблюдение этого принципа означает, что система сначала, должна исследоваться на макроуровне, т. е. во взаимоотношении с окружающей средой, а затем на микро уровне, г. е. внутри своей структуры;

* принцип согласования информационных, надежностных, ресурсных и других характеристик проектируемых систем;

* принцип отсутствия конфликтов между целями отдельных подсистем и целями всей системы.

Существо системного подхода, отчетливо проявляется при сравнении с классическим индуктивным подходом к формированию систем.

Классический подход означает переход от частного к общему (индукция). Формирование системы, при классическом подходе к этому процессу, происходит путем слияния ее компонентов. разрабатываемых отдельно.

На первом этапе определяются цели функционирования отдельных подсистем, затем, на втором этапе, анализируется информация, необходимая для формирования отдельных подсистем. И, наконец, на третьем этапе формируются подсистемы, которые в совокупности образуют работоспособную систему.

В отличие от классического системный подход предполагает последовательный переход от общего к частному, когда, в основе рассмотрения лежит конечная цель, ради которой создастся система Гаджинский А.М. Основы логистики: учеб. пособие М: ИВЦ "Маркетинг", 2012 г..

2. Понятие логистической системы

Логистическая система - это сложная организационно завершенная (структурированная) экономическая система, состоящая из элементов - звеньев, взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими им потоками.

Иными словами, логистическая система - это система, состоящая из нескольких подсистем, выполняющая логистические функции и имеющая развитые связи с внешней средой, то есть с рынком.

Для изучения понятия "логистическая система" необходимо прежде всего исходить из анализа подсистем, формирующих систему, ее свойств и связей.

Логистическая система состоит из трех основных блоков производственного процесса: снабжения, производства, сбыта.

Снабжение заключается в транспортировке сырья и материалов, комплектующих, запасных частей, оформлении договора с поставщиками, выборе поставщика, оформлении заказа и др.

Производство - непосредственное изменение физико-химических и геометрических свойств материала с целью получения конечной продукции. Логистический подход к производству заключается в минимизации суммарных издержек на производство.

Сбыт продукции включает транспортировку продукции, выбор вида транспорта, выбор перевозчика (экспедитора),заключение договора с заказчиками (потребителями), сервисное послепродажное обслуживание и др. Карташев В.А. Система систем. Очерки общей теории и методологии. М: Прогресс -Академия, 2011.

Логистическая система характеризуется рядом свойств:

1) совместимостью элементов системы (обеспечивается единством конечных целей);

2) взаимосвязью элементов логистической системы (во внешних системах взаимосвязь обеспечивается заключением договора между сторонами, во внутренней логистической системе взаимосвязь обеспечивается внутрипроизводственными отношениями элементов);

3) связью между элементами системы, имеющими определенную упорядоченность, организацию;

4) интегральным свойством (ни один элемент системы в отдельности не способен выполнить функции системы, т.е. закупки, производство и сбыт с минимизацией общих издержек; каждый элемент системы может работать и достичь конечной логистической цели только в совокупности с другими элементами).

Объекты логистической системы:

1) предприятия и организации, имеющие счет в банке, собственную печать, самостоятельный баланс (промышленные, строительные, транспортные, снабженческо-сбытовые организации);

2) глоссинги (региональные и межрегиональные комплексы - топливно-энергетические, энергетические системы и объединения и др.).

Все объекты, действующие за пределами логистической системы, относятся к внешней среде и входят в другие логистические системы.

Общепринятое понятие внешних связей для бизнеса - связей с поставщиками и заказчиками - является неприемлемым для логистической системы: для логистического подхода к управлению связь с поставщиками и потребителями является единой системой, единой логистической цепью, и рассматривать предприятие отдельно от других звеньев цепи нельзя.

В зависимости от вида логистических цепей в системе логистические системы подразделяются на:

1) логистические системы с прямыми хозяйственными связями (системы с прямыми связями - "товаропроизводитель - покупатель", "посредник - покупатель"; такие связи характеризуются простой организацией, и их может быть не одна, а множество);

2) эшелонированные логистические системы (система характеризуется логистическими связями средней сложности; такая система применяется большинством организаций, которые используют посредников для перевозки своей продукции либо закупают сырье и материалы у посредников);

3) гибкие логистические системы (смешанные системы, в которых могут быть и прямые простые логистические связи и связи средней сложности; такие системы получили наибольшее распространение).

Микрологистическая система - логистическая система, которая относится к одной организации и управляет ее материальными и сопутствующими потоками в связи с другими организациями, которые образуют с основной единую логистическую систему (организации снабжения и сбыта, сервис).

Внутрипроизводственные логистические системы - системы, управляющие материальными и сопутствующими потоками в пределах технологического цикла производства.

Логистика ставит и решает задачу проектирования гармоничных, согласованных материалопроводящих (логистических) систем, с заданными параметрами материальных потоков на выходе. Отличает эти системы высокая степень согласованности входящих в них производительных сил в целях управления сквозными материальными потоками. Неруш Ю.М. Практикум по логистике: [учебное пособие] / Ю.М. Неруш, А.Ю. Неруш - М.: ТК Велби, Проспект, 2011

Охарактеризуем свойства логистических систем в разрезе каждого из четырех свойств, присущих любой системе и рассмотренных в предыдущем разделе.

Первое свойство (целостность и членимость) - система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Декомпозицию логистических систем на элементы можно осуществлять по-разному. На макроуровне при прохождении материального потока от одного предприятия к другому в качестве элементов могут рассматриваться сами эти предприятия, а также связывающий их транспорт.

На микроуровне логистическая система может быть представлена в виде следующих основных подсистем:

Закупка - подсистема, которая обеспечивает поступление материального потока в логистическую систему.

Планирование и управление производством - эта подсистема принимают материальный поток от подсистемы закупок и управляет им в процессе выполнения различных технологических операций, превращающих предмет труда в продукт труда.

Сбыт - подсистема, которая обеспечивает выбытие материального потока из логистической системы.

При более подробном рассмотрении каждая из перечисленных ниже подсистем сама разворачивается в сложную систему.

Третье свойство (организация): связи между элементами логистический системы определенным образом упорядочены, то есть логистическая система, имеет организацию.

Четвертое свойство (интегративные качества): логистическая система обладает интегративными качествами, не свойственными ни одному из элементов в отдельности. Это способность поставить нужный товар, в нужное время, в нужное место, необходимого качества, с минимальными затратами, а также способность адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды (изменение спроса на товар или услуги, непредвиденный выход из строя технических средств и т.п.).

Интегративные качества логистической системы позволяют ей закупать материалы, пропускать их через свои производственные мощности и выдавать во внешнюю среду, достигая при этом заранее намеченных целей.

Логистическую систему, способную ответить на возникающий спрос быстрой поставкой нужного товара, можно сравнить с живым организмом. Мускулы этого организма - подъемно-транспортная техника, центральная нервная система - сеть компьютеров на рабочих местах участников логистического процесса, организованная в единую информационную систему.

3. Виды логистических систем

Логистические системы делят на макро- и микрологистические.

Макрологистическая система - это крупная система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в разных регионах страны или в разных странах.

Макрологистическая система представляет собой определенную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран.

При формировании макрологистической системы, охватывающей разные страны, необходимо преодолеть трудности, связанные с правовыми и экономическими особенностями международных экономических отношений, с неодинаковыми условиями поставки товаров, различиями в транспортном законодательстве стран, а также ряд других барьеров.

Формирование макрологистических систем в межгосударственных программах требует создания единого экономического пространства, единого рынка без внутренних границ, таможенных препятствий транспортировке товаров, капиталов, информации, трудовых ресурсов.

Микрологистические системы являются подсистемами, структурными составляющими макрологистических систем. К ним относят различные производственные и торговые предприятия, территориально-производственные комплексы. Микрологистические системы представляют собой класс внутрипроизводственных логистических систем, в состав которых входят технологически связанные производства, объединенные единой инфраструктурой.

В рамках макрологистики связи между отдельными микрологистическими системами устанавливаются на базе товарноденежных отношений. Внутри микрологистической системы также функционируют подсистемы. Однако основа их взаимодействия бестоварная. Это отдельные подразделения внутри фирмы, объединения, либо другой хозяйственной системы, работающие на единый экономический результат.

На уровне макрологистики выделяют три вида логистических систем.

Логистические системы с прямыми связями. В этих логистических системах материальный поток проходит непосредственно от производителя продукции к ее потребителю, минуя посредников. Афанасьева Н.В. Логистические системы и российские реформы СПб: Спб ун-т экономики и финансов 2010.

Эшелонированные логистические системы. В таких системах на пути материального потока есть хотя бы один посредник.

Гибкие логистические системы. Здесь движение материального потока от производителя продукции к ее потребителю может осуществляться как напрямую, так и через посредников.

В процессе обеспечения предприятия сырьем и материалами решаются задачи закупочной логистики. На этом этапе изучаются и выбираются поставщики, заключаются договоры и контролируется их исполнение, принимаются меры в случае нарушения условий поставки. Любое производственное предприятие имеет службу, которая осуществляет перечисленные функции.

Логистический подход к управлению материальными потоками требует, чтобы деятельность этой службы, связанная с формированием параметров сквозного материального потока, не была обособленной, а подчинялась стратегии управления сквозным материальным потоком. В то же время задачи, решаемые в процессе доведения материального потока от складов готовой продукции поставщика до цехов предприятия потребителя, имеют известную специфику. На практике границы деятельности, составляющей основное содержание закупочной логистики, определяются условиями договора с поставщиками и составом функций службы снабжения внутри предприятия.

В процессе управления материальным потоком внутри предприятия, создающего материальные блага или оказывающего материальные услуги, в основном решаются задачи производственной логистики. Специфика этой структуры управления заключается в том, что основной объем работ по проведению потока выполняется в пределах территории одного предприятия. Участники логистического процесса при этом, как правило, не вступают в товароденежные отношения. Поток идет не в результате заключенных договоров, а в результате решений, принимаемых системой управления предприятием.

Сфера производственной логистики тесно соприкасается со сферами закупок материалов и распределения готовой продукции. Однако основной круг задач в этой области - управление материальными потоками в процессе осуществления именно производства.

Важную роль в обеспечении рационального товародвижения играют торгово-посреднические организации, которые обеспечивают производство необходимым сырьем и материалами. Логистика здесь заключается в выборе стратегии управления приобретением, движением и хранением материалов, изделий и запасов, а также управление информационными потоками, сопровождающими процесс товародвижения. Логистические посредники становятся эффективным инструментом экономии финансовых и материальных ресурсов в процессе товародвижения.

логистический материальный управление

Заключение

Логистика является сравнительно молодой наукой, поэтому многие вопросы, относящиеся к понятийному аппарату и терминологии, с развитием рыночных отношений постоянно уточняются и изменяются, наполняясь новым содержанием. Так, например, на сегодняшний день в отечественной литературе насчитывается свыше трех десятков различных определений логистики.

Однако в своей основе логистика не является феноменом совершенно новым и не известным на практике. Проблема рационализации всегда была предметом пристального внимания. Новизна логистики состоит, во-первых, в смене приоритетов в хозяйственной практике предприятий. Во-вторых, новизна заключается во всестороннем комплексном подходе к вопросам движения материальных ценностей в процессе воспроизводства.

Логистика предполагает согласование процессов, связанных с материальными и информационными потоками, производством, менеджментом и маркетингом, а также предполагается использование компромиссов в хозяйственной практике.

Логистическая деятельность простирается от возникновения потребности в товаре или услуге до ее удовлетворения. Главная цель логистики - вовремя и в необходимом количестве доставить произведенную продукцию в нужное место с минимальными издержками. Значение логистики в компании возрастает с увеличением числа и интенсивности товарных потоков, в ходе расширения деятельности фирмы или в условиях, когда сама специфика продукции и рынка требует высокой оперативности.

В последнее время специалисты по логистике являются наиболее востребованными в секторе экономики, примерно 80% заявок на подбор квалифицированного производственного персонала приходится именно на них.

Список использованной литературы

1. Аникина Б.А. Логистика: [учебник для вузов] /Под ред. Б.А. Аникина. - М.: ИНФРА-М, 2011.

2. Афанасьева Н.В. Логистические системы и российские реформы СПб: Спб ун-т экономики и финансов 2010.

3. Гаджинский А.М. Логистика: учебник М: ИВЦ "Маркетинг", 2011.

4. Гаджинский А.М. Логистика: [учебник для высших и средних учебных заведений] / А.М. Гаджинский - М.: ИВЦ "Маркетинг", 2012.

5. Гаджинский А.М. Основы логистики: учеб. пособие М: ИВЦ "Маркетинг", 2012 г.

6. Карташев В.А. Система систем. Очерки общей теории и методологии. М: Прогресс -Академия, 2011.

7. Неруш Ю.М. Практикум по логистике: [учебное пособие] / Ю.М. Неруш, А.Ю. Неруш - М.: ТК Велби, Проспект, 2011.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Раскрытие сущности мультимодальных и интермодальных грузоперевозок в системе управления материальными потоками. Анализ системы управления грузоперевозками в ОАО "РЖД". Оценка взаимодействия железнодорожного и морского транспорта при смешанных перевозках.

    дипломная работа , добавлен 25.08.2014

    Предпосылки (необходимость и возможность) использования логистического подхода к управлению материальными потоками в сферах производства и обращения. Виды транспортных средств. Характеристика основных видов транспортных средств: преимущества и недостатки.

    контрольная работа , добавлен 18.12.2008

    Оборудование станций, включаемых на диспетчерское управление: Схема включения управляющих реле контролируемого пункта. Принципы увязки систем диспетчерской централизации с релейно-процессорными и микропроцессорными системами электрической централизации.

    реферат , добавлен 18.04.2009

    Анализ логистической системы ОАО "Шебекино-Мел". Система снабжения предприятия и обоснование потребности в материальных ресурсах. Разработка элементов стратегии управления запасами. Оценка складской логистики и определение потребной площади склада.

    курсовая работа , добавлен 25.01.2015

    Роль транспорта в макро- и макроэкономике. Основные функции транспортной логистики. Управление материальными потоками по всей протяженности транспортных каналов. Формирование и структуризация грузовых потоков. Состояние российской транспортной системы.

    реферат , добавлен 08.04.2012

    Основные составляющие системы управления логистикой. Организационно-экономическая характеристика ОАО "Новохоперское АТП". Анализ системы управления логистикой предприятия. Разработка путей оптимизации логистики на рынке перевозок и услуг автотранспорта.

    дипломная работа , добавлен 20.03.2017

    Обзор основных метрологических характеристик рулевого управления автомобиля и описание методов его диагностирования. Эргономические и технические требования к рулевому управлению. Аварийная система для систем с силовым приводом. Испытательные коридоры.

    курсовая работа , добавлен 22.07.2011

    Понятие логистической системы, их характеристики и виды. Описание логистических концепций: "планирование потребностей", "точно в срок" и микрологистическая система KANBAN. Детальное изучение концепции "тощего производства", ее преимущества и недостатки.

    курсовая работа , добавлен 21.06.2010

    Нормативы пропускной способности зоны взлета и посадки. Расчет минимальных временных интервалов занятости ВПП при выполнении взлетно-посадочных операций. Определение позиций и методика управления потоками взлетающих и поступающих в ЗВП воздушных суден.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2013

    Разработка интеллектуальных транспортных систем. Принцип работы парковочного радара. Изучение работы звукового индикаторного устройства и системы автоматической парковки. Применение современных методов управления процессами технического обслуживания.

В логистике достаточно много проблем – срывы сроков отгрузки, доставка невовремя, лежак на складах, устаревшее ПО и множество других. На самом деле, зачастую у всех этих проблем может быть только 1-2 основные причины. Как разобраться в хитросплетениях данных и цифр? Как упорядочить информацию и сделать правильные выводы? Поможет системный анализ.

Системный анализ логистики – пример. Что же такое система?

На самом деле, каждый из нас знает и представляет, что такое система. Система – это что-то упорядоченное, объекты в системе связаны между собой логически. Системный анализ помогает нам найти и определить эти взаимосвязи и их причины.

Такое определение системы помогает сформировать основные принципы системного подхода:

  • Все части целого рассматриваем в связи друг с другом,
  • Переходить от одного этапа логистической системы к другому последовательно,
  • Ищем причину проблему, а не пытаемся победить все те последствия, которые имеем,
  • Цели каждого объекта в логистической системе должны быть равными целям всей системы.

Системный анализ логистики – пример. Этапы системного анализа

Как и любой другой анализ, системный анализ логистики состоит из нескольких основных этапов:

  • определяем проблему и ставим цель исследования (узнать причину этой проблемы),
  • исходя из цели — собираем необходимые данные,
  • обрабатываем данные – корректируем, приводим к единому формату, очищаем,
  • анализируем данные – подбираем подходящие методы решения, делаем расчеты по формулам,
  • визуализация полученных решений (для презентации полученных выводов руководству и коллегам),
  • и наконец, делаем выводы и строим гипотезы!

Системный анализ логистики – пример. Какие сложности могут возникнуть?

К сожаление, трудности и проблемы, с которыми сталкиваемся при анализе, обычно одинаковы для всех:

  • Уже на первом этапе сложно поставить цель и разбить ее на подзадачи (например: задержка отгрузки – куда бежать, что анализировать? И да, приходится анализировать все направления деятельности, которые так или иначе связаны с отгрузкой).
  • Сбор данных – обычно осложняется тем, что у нас не всегда есть доступ к нужной информации. Приходится обращаться к другим отделам, просить IT-специалистов выгружать из базы данных. И ждать.
  • Обработка данных – это задача достаточно простая, но рутинная (приходится вручную исправлять все ошибки и неточности).
  • Сам анализ также требует времени и сосредоточенности – одну и ту же формулу приходится вводить несколько раз и следить за тем, чтобы не ошибиться.
  • И конечно, на сам анализ – выводы и гипотезы – времени уже не остается. А это – и есть самое главное, ради чего нужен системный анализ!

Пример отчета: борьба с «лежаком» (сделано в )

Системный анализ логистики – пример: Задержка с отгрузкой на складе

Заказчик поставил перед собой цель: сделать так, чтобы 90% клиентов уезжали со склада в течение 70 минут. Но часто клиентам приходится ждать куда больше 70 минут, чтобы получить свой заказ.

Что можно сделать, используя достаточно простое ПО Tabeau?

1. Собираем данные: по подразделениям, времени и т.п.
2. Загружаем данные и программа строит график:

Смотрим подразделения, которые участвуют в работе склада быстрой отгрузки.
Зеленые линии — это время, в течение которого клиента должны обслужить. Красные точки — количество заказов на временном отрезке. То есть, если красная точка выше линии — то это значит, что клиент ждал свою услугу больше установленного срока.

  • Первый столбик - приезд на склад быстрой отгрузки (СБО), где в течение 15 минут ему должны были предоставить необходимые данные.
  • Следующий процесс - подбор. Здесь консультант подбирает нужное оборудование для клиента и составить с ним бланк заказа. Всё это должно занимать не больше 30 минут.
  • Печать необходимых документов и бланка. Не более 5 минут.
  • В течение 15 минут заказ должны подвезти.
  • В следующие 10 минут заказ нужно отгрузить.

И сразу становится понятно, что на некоторые процессы тратилось очень много времени. Например, на печать заказа иногда уходило более 100 минут, хотя этот этап не должен занимать более 5 минут.

Все просто – ищем причину такой задержки. В итоге вяснилось, чтов процессе перевода процесса печати на другое оборудование, а также изменения бизнес процессов в этом секторе, произошли технические сбои. Задача ясна – исправить эти ошибки!

Системный анализ логистики – пример. Какие инструменты и сервисы можно использовать?

Самый популярный и доступный инструмент – это Excel. Но, к сожалению, данные приходится вносить и исправлять вручную, нет интерактивности, нет возможности посмотреть отчет с любого устройства, графики и диаграммы есть, но их визуализация устарела – ими просто неудобно пользоваться.

Многие компании внедрили сложные учетные системы – куда «приходит» и где хранится вся информация по процессам в компании: продажи, логистика. Финансы, маркетинг и т.п. Это отличное решение. Но – нужно время на внедрение и бюджет на специалистов, которые будут работать с системой и выгружать для вас данные и строить отчеты.

Если красивый и полезный отчет нужен здесь и сейчас, а также необходимо сохранить бюджет, то вот еще один инструмент – так называемые «легкие» BI-решения для отчетов и аналитики (типа Tableau).

  • Их легко установить на любое устройство за пару минут.
  • Легко освоить и научиться пользоваться (такие программы разработаны для людей без технических знаний).
  • Легко начать строить красивые и полезные отчеты.

Проведение системного анализа строится на использовании определенного инструментария. Основу данного инструментария составляют методы системного анализа.

Метод представляет собой путь познания, который опирается на определенную совокупность ранее полученных общих знаний (принципов). При проведении системного анализа могут использоваться следующие методы:

  • 1) методы типа мозговой атаки. Главное предназначение данных методов состоит в поиске новых идей, их широком обсуждении, конструктивной критике;
  • 2) метод сценариев. Представляет собой средство первичного упорядочения выявленной проблемы в области обслуживания потребителя, получения и сбора информации о взаимосвязях решаемой логистической проблемы с другими, о возможных и вероятных направлениях будущего развития системы;
  • 3) методы экспертных оценок. Данные методы основаны на различных формах экспертного опроса с последующим оцениванием и выбором по выбранным критериям наиболее предпочтительного варианта;
  • 4) методы типа «Дельфи». Основой данного метода является мозговая атака. Цели данного метода - обратная связь, ознакомление экспертов с результатами предшествующего этапа анализа и учет этих результатов при оценке значимости экспертами;
  • 5) методы типа дерева целей. Дерево целей является связным графом, вершины которого рассматриваются как цели логистической системы, а ребра или дуги - как связи между ними. Экспертам предлагается оценить структуру модели исследуемой логистической системы в целом и дать предложения по поводу включения в нее неучтенных связей;
  • 6) морфологические методы. Главная идея морфологического подхода состоит в систематическом нахождении всех возможных вариантов решения логистической проблемы с помощью комбинирования выделенных элементов или их признаков;
  • 7) матричные формы представления и анализа данных. Они не являются специфическим инструментом анализа исследуемых логистических систем, но широко применяются на разных этапах анализа логистической системы в качестве вспомогательного средства;
  • 8) программно--целевой метод. Представляет собой разработку и выполнение перспективных задач, ориентированных на достижение определенной цели независимо от установленных рамок. Он предполагает последовательную реализацию комплекса технических, организационных и экономических мероприятий;
  • 9) метод анализа систем. Данный метод используется для оценки альтернативных курсов действий при распределении ресурсов в соответствии с целями логистических подсистем. Если цели установлены, для решения определенных задач предлагаются различные программы. В процессе анализа проводится оценка альтернативных планов.