Платежные системы. Ипотека. Калькуляторы. Банки. Яндекс Деньги. WebManey. Общая информация

Платежные системы. Ипотека. Калькуляторы. Банки. Яндекс Деньги. WebManey. Общая информация

» » Управление фондом. Благотворительным организациям Высший коллегиальный орган фонда, вопросы его исключительной компетенции

Управление фондом. Благотворительным организациям Высший коллегиальный орган фонда, вопросы его исключительной компетенции

Трудовой договор - соглашение между работодателем (фондом) и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя. Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:

Место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;

Трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с настоящим Кодексом , иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ;

Дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом;

Условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);

Режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя);

Компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;

Условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы);

Условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

Другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Трудовой договор, заключаемый с лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа, а также с руководителем коллегиального исполнительного органа фонда имеет свои особенности:

Может быть срочным;

Срок испытания не может превышать шести месяцев;

Может быть расторгнут по личному желанию или по решению совета фонда.

2. Компетенция исполнительного органа определяется советом фонда. Полномочия исполнительного органа определяются в уставе фонда, а также в положении об исполнительном органе фонда, принимаемом советом фонда в соответствии с уставом.

По общему правилу, определяемому Федеральным законом от 12.10.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", к компетенции исполнительного органа относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления фондом, определенную уставом фонда.

Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, является лицом, действующим от имени фонда без доверенности. Именно это лицо уполномочено представлять интересы фонда в органах государственной власти. Например, он подписывает заявления о предоставлении лицензии, о государственной регистрации, о регистрации пенсионных и страховых правил, правил внутреннего контроля; выступает от имени фонда при заключении пенсионных договоров, договоров об обязательном пенсионном страховании, договоров о создании профессиональной пенсионной системы, договоров со специализированным депозитарием, управляющими компаниями и т.д. К другим полномочиям этого лица относятся:

Формирование организационной структуры фонда,

Утверждение штатного расписания,

Заключение трудовые договоры с работниками фонда,

В пределах своей компетенции издание приказов, распоряжений, обязательных для всех работников фонда;

Обеспечение выполнения решений совета фонда;

Совершение гражданско-правовых сделок от имени фонда в пределах своей компетенции и др.


Попечительский совет

1. Комментируемый закон , также как и Федеральный закон от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", предусматривает наличие среди органов управления фондом попечительского совета, надзорного органа. Предметом надзора является деятельность фонда, а также принятие другими органами фонда решений и обеспечение их исполнения, использование средств фонда, соблюдение фондом законодательства.

На своих заседаниях попечительский совет имеет право рассматривать любые вопросы деятельности фонда, относящиеся к его компетенции.

Решения попечительским советом принимаются большинством голосов.

О выявленных нарушениях и о других принятых решениях попечительский совет уведомляет совет фонда и лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа.

2. Компетенция попечительского совета определяется советом фонда. Полномочия попечительского совета определяются в уставе фонда, а также в положение о попечительском совете фонда, принимаемом советом фонда в соответствии с уставом.

К функциям, выполняемым попечительским советом относятся:

Контроль соблюдения действующего законодательства в деятельности фонда и за выполнением решений совета фонда;

Контроль за соблюдением интересов участников, вкладчиков и застрахованных лиц;

Выработка предложений по внесению дополнений и изменений в пенсионные и страховые правила фонда;

Проверка достоверности составляемой фондом отчетности;

Иные функции, определенные уставом фонда и положением о попечительском совете.

При осуществлении контрольных функций попечительский совет вправе требовать от должностных лиц фонда предоставления информации, документов и объяснений. Попечительский совет правомочен проводить проверки деятельности фонда с целью выявления нарушений.

3. Порядок формирования попечительского совета определяются уставом фонда. Членами попечительского совета могут быть физические лица, полностью право и дееспособные. Комментируемый закон не накладывает никаких ограничений на совмещение должностей, и не предъявляет дополнительные требования к лицам, назначаемым в попечительский совет. Уставом фонда могут быть установлены дополнительные требования. Например, запрет на включение в попечительский совет членов исполнительного органа фонда.

Здравствуйте, Олег!

В соответствии с гражданским законодательством, фонд, в том числе и благотворительный, является некоммерческой организацией. В фонде у ставной капитал не формируется . Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем),является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам
учредителей.

В уставе предусматривается
наличие высшего коллегиального органа фонда, который имеет свою компетенцию .

Высший коллегиальный орган фонда избирает единоличный исполнительный
орган фонда (председателя, генерального директора и т.д.) и может
назначить коллегиальный исполнительный орган фонда (правление) или иной
коллегиальный орган фонда, если законом или другим правовым актом

Таким структура органов фонда определяется егоуставом.

Статья 7. Фонды
1. Для целей настоящего Федерального закона фондом признается
учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе
добровольных имущественных взносов и преследующая социальные,
благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно
полезные цели.
Имущество,
переданное фонду его учредителями (учредителем), является
собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам
созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих
учредителей.

2.
Фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда. Фонд
вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей
этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради
которых фонд создан. Для осуществления предпринимательской деятельности
фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.
Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.
3.
Попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор
за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и
обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением
фондом законодательства.
Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах.
Порядок формирования и деятельности попечительского совета фонда определяется уставом фонда, утвержденным его учредителями.

4. Особенности создания и деятельности фондов отдельных видов и управления ими могут устанавливаться федеральными законами о таких фондах.
Статья 123.19. Управление фондом
1. Если иное не предусмотрено законом или иным правовым актом, к исключительной компетенции
высшего коллегиального органа фонда относятся:


определение приоритетных направлений деятельности фонда, принципов образования и использования его имущества;
образование других органов фонда и досрочное прекращение их полномочий;
утверждение годовых отчетов и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности фонда;
принятие решений о создании фондом хозяйственных обществ и (или) об участии в них фонда, за исключением случаев, когда уставом фонда принятие решений по указанным вопросам отнесено к компетенции иных коллегиальных органов фонда;
(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
принятие решений о создании филиалов и (или) об открытии представительств фонда;
изменение устава фонда, если эта возможность предусмотрена уставом;
одобрение совершаемых фондом сделок в случаях, предусмотренных законом.
Законом или уставом фонда к исключительной компетенции высшего коллегиального органа фонда может быть отнесено принятие решений по иным вопросам.
2. Высший коллегиальный орган фонда избирает единоличный исполнительный орган фонда (председателя, генерального директора и т.д.) и может назначить коллегиальный исполнительный орган фонда (правление) или иной коллегиальный орган фонда, если законом или другим правовым актом указанные полномочия не отнесены к компетенции учредителя фонда.
(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

К компетенции единоличного исполнительного и (или) коллегиальных органов фонда относится решение вопросов, не входящих в исключительную компетенцию высшего коллегиального органа фонда.
(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Лица, уполномоченные выступать от имени фонда, обязаны по требованию членов его высшего коллегиального органа, действующих в интересах фонда, в соответствии со статьей 53.1 настоящего Кодекса возместить убытки, причиненные ими фонду.
4. Попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах.
Есть ли какие-то в этом правила? Кто из нас будет считаться контролирующим Фонд?
Oleg

Лицо, которое определит высший коллегиальный орган.

Если потребуется, после регистрации, кого-то включить или исключить из Фонда,-какой порядок?
Oleg

Исключить нельзя, так как фондом признается
не имеющая членства некоммерческая организация,

Общаться в чате

Бесплатная оценка вашей ситуации

юрист, г. Санкт-Петербург

Общаться в чате

Устав благотворительного фон Устав благотворительного фон да (орг~.rtf да (орг~.rtf

0 0

получен
гонорар 27%

Здравствуйте,
Олег!

Все прописано
в нормах ГК РФ и Фед. закона «Об НКО»:

Ст.123.17
ГК РФ - фондом в целях настоящего Кодекса признается унитарная некоммерческая
организация, не имеющая членства , учрежденная гражданами и (или) юридическими
лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая
благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели (Т.е. члены не включаются и не исключаются, граждане просто производят взносы, а количество таких граждан не ограничено).

Устав фонда должен содержать сведения о
наименовании фонда, включающем слово «фонд», месте его нахождения,
предмете и целях его деятельности, об органах фонда, в том числе о высшем
коллегиальном органе и о попечительском совете, осуществляющем надзор за
деятельностью фонда, порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения
от исполнения обязанностей, судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.

Ст.123.18
ГК РФ - Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является
собственностью фонда. Учредители фонда не имеют имущественных прав в отношении
созданного ими фонда и не отвечают по его обязательствам, а фонд не отвечает по
обязательствам своих учредителей. (т.е. уставного капитала нет, делить его никак не получится)

Фонд использует имущество для целей,
определенных в его уставе.

Ст.123.19
ГК РФ - если иное не предусмотрено законом или иным правовым актом, к
исключительной компетенции высшего коллегиального органа фонда относятся:

определение
приоритетных направлений деятельности фонда, принципов образования и
использования его имущества;

образование
других органов фонда и досрочное прекращение их полномочий;

утверждение
годовых отчетов и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности фонда;

принятие
решений о создании фондом хозяйственных обществ и (или) об участии в них фонда,
за исключением случаев, когда уставом фонда принятие решений по указанным
вопросам отнесено к компетенции иных коллегиальных органов фонда;

принятие
решений о создании филиалов и (или) об открытии представительств фонда;

изменение
устава фонда, если эта возможность предусмотрена уставом;

одобрение
совершаемых фондом сделок в случаях, предусмотренных законом.

Законом
или уставом фонда к исключительной компетенции высшего коллегиального органа
фонда может быть отнесено принятие решений по иным вопросам.

Высший коллегиальный орган фонда избирает
единоличный исполнительный орган фонда (председателя, генерального директора и
т.д.) и может назначить коллегиальный исполнительный орган фонда (правление)
или иной коллегиальный орган фонда, если законом или другим правовым актом
указанные полномочия не отнесены к компетенции учредителя фонда.

К
компетенции единоличного исполнительного и (или) коллегиальных органов фонда
относится решение вопросов, не входящих в исключительную компетенцию высшего
коллегиального органа фонда.

Лица, уполномоченные выступать от имени фонда,
обязаны по требованию членов его высшего коллегиального органа, действующих в
интересах фонда, в соответствии со статьей 53.1
настоящего Кодекса возместить убытки, причиненные ими фонду.

Попечительский
совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью
фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения,
использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства.
Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных
началах.

Ст.123.20
ГК РФ - Фонд может быть ликвидирован только на основании решения
суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в случае, если:

1)
имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность
получения необходимого имущества нереальна;

2) цели
фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут
быть произведены;

3) фонд в
своей деятельности уклоняется от целей, предусмотренных уставом;

4) в
других случаях, предусмотренных законом.

3. В
случае ликвидации фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения
требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда, за
исключением случаев, если законом предусмотрен возврат такого имущества
учредителям фонда.

получен
гонорар 46%

Здравствуйте!

Учредители фонда в соответствии с п. 3 ст. 48 и пп. 3 и 4 ст. 213 ГК РФ не сохраняют никаких прав на переданное ими в собственность фонда имущество, в том числе и на членские взносы.

В соответствии с Законом «О некоммерческих организациях» устанвого капитала у фонда нет

Статья 7. Фонды
[Закон «О некоммерческих организациях»] [Глава II] [Статья 7]

1. Для целей настоящего Федерального закона фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Статья 26. Источники формирования имущества некоммерческой организации
[Закон «О некоммерческих организациях»] [Глава IV] [Статья 26]

1. Источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются:
регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
добровольные имущественные взносы и пожертвования;
выручка от реализации товаров, работ, услуг;
дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;
другие не запрещенные законом поступления.
Законами могут устанавливаться ограничения на источники доходов некоммерческих организаций отдельных видов, а в части учреждений, в том числе, отдельных типов.
Источниками формирования имущества государственной корпорации могут являться регулярные и (или) единовременные поступления (взносы) от юридических лиц, для которых обязанность осуществлять эти взносы определена федеральным законом.
2. Порядок регулярных поступлений от учредителей (участников, членов) определяется учредительными документами некоммерческой организации.
3. Полученная некоммерческой организацией прибыль не подлежит распределению между участниками (членами) некоммерческой организации.
4. Положения настоящей статьи применяются в отношении казенных и бюджетных учреждений с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом для данных типов.

Руководством фонда занимается высший орган управления, который формируется в соответствии с Уставом фонда.

Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»

Статья 10. Высший орган управления благотворительной организацией

1. Высшим органом управления благотворительной организацией является ее коллегиальный орган, формируемый в порядке, предусмотренном уставом благотворительной организации.
2. К компетенции высшего органа управления благотворительной организацией относятся:
изменение устава благотворительной организации;
образование исполнительных органов благотворительной организации, ее контрольно-ревизионных органов и досрочное прекращение их полномочий;
утверждение благотворительных программ;
утверждение годового плана, бюджета благотворительной организации и ее годового отчета;
принятие решений о создании коммерческих и некоммерческих организаций, об участии в таких организациях, открытии филиалов и представительств;
принятие решений о реорганизации и ликвидации благотворительной организации (за исключением благотворительного фонда).
3. Члены высшего органа управления благотворительной организацией выполняют свои обязанности в этом органе в качестве добровольцев. В составе высшего органа управления благотворительной организацией может быть не более одного работника ее исполнительных органов (с правом либо без права решающего голоса).
4. Члены высшего органа управления благотворительной организацией и должностные лица благотворительной организации не вправе занимать штатные должности в администрации коммерческих и некоммерческих организаций, учредителем (участником) которых является эта благотворительная организация.

Многие из нас даже не представляют, как устроен благотворительный фонд. Мы хотим посмотреть на средний фонд «в разрезе» — как через него «проходят» пожертвования, и что с деньгами жертвователей происходит «внутри фонда»? Это – читательский интерес.

Но и сами сотрудники НКО не всегда грамотно организовывают денежную сторону своей работы. Иначе не было бы финансовых скандалов внутри самого сектора.

Итак: любой благотворительный фонд организация, конечно, не коммерческая, но – хозяйственная. И каждый фонд должен знать, как правильно оформить пожертвования, какую сумму налога заплатить, сколько потратить на обеспечение работы аппарата, как оформить помощь pro bono, как вести бухгалтерию своего благотворительного магазина.

Павел Гамольский , президент Ассоциации «Клуб бухгалтеров и аудиторов некоммерческих организаций» знает о НКО как о хозяйственной структуре все. Он рассказывает, как устроен фонд и дает советы.

Павел Гамольский

Сегодня мы узнаем о том, как:

Фонд как хозяйственная единица: от рождения до смерти

— Павел, вот фонд родился. Что он должен сразу сделать?

— После того, как фонд открылся, ему нужно в течение 30 дней с момента выбрать систему налогообложения. Это ключевой момент во всей дальнейшей деятельности фонда. Большинству фондов хотелось бы рекомендовать упрощенную систему налогообложения. И по нашим наблюдениям, большинство фондов именно такой режим и выбрало. Лишь 5 процентов фондов выбирают общий режим налогообложения. Дальше – до создания – нужно определиться еще с такой важной деталью: это будет просто фонд или благотворительный фонд? У благотворительного фонда есть ряд преимуществ и некоторое количество недостатков. Недостатки в том, что придется предоставлять дополнительную отчетность в органы юстиции; отчетность понятную, несложную, рассказывающую о программах фонда, что на самом деле только повышает прозрачность работы фонда. Второе ограничение, которое появляется у благотворительного фонда, — это норма статьи 16 Федерального Закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»: благотворительные организации не вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала более 20% средств, расходуемых организацией за год.

— А преимущества – это налоговые послабления?

— Да, у благотворительного фонда есть три налоговых льготы. Первое и самое главное право – оказывать любое количество раз в год необлагаемую налогом благотворительную помощь в пользу физических лиц. Второе – право благотворительных фондов учреждать стипендии и не облагать их налогом на доходы физических лиц. И третий момент: только при условии применения упрощённой системы налогообложения благотворительные организации вправе уплачивать страховые взносы на обязательное страхование по пониженному тарифу – не 30%, а только 20%. Норма действует до донца 2018 года, но, возможно, будет продлена.

— Есть ли у фондов еще какие-то льготы?

— Если коммерческая организация получила от посторонних лиц деньги безвозмездно, она тут же обязана заплатить налог на прибыль – он составит на общем режиме налогообложения 20%, на упрощённом – 6%. А для некоммерческих организаций законодатель сделал существенное исключение, которое есть в мировой практике практически во всех странах. Утвержден перечень безвозмездных поступлений, которые при условии целевого использования не признаются доходом организации в целях налогообложения. Для подавляющего большинства фондов основной источник поступлений из этого перечня – это пожертвования.

Согласно гражданскому законодательству, пожертвование – это дарение вещи или права в общеполезных целях. То есть мы можем пожертвовать деньги или материальные ценности. Но нельзя пожертвовать работу, нельзя пожертвовать услугу, нельзя пожертвовать освобождение от имущественной обязанности.

— Нужно ли заключать в этом случае договор дарения?

— По статье 574 Гражданского кодекса договор дарения движимого имущества должен быть совершен в письменной форме, если даритель – юридическое лицо, а стоимость дара превышает 3000 рублей. А если жертвователь – частное лицо, то какой бы ни была сумма – рубль, миллион или сто миллионов – заключение договора необязательно.

Оформление отношений с жертвователем-юрлицом может быть разным. Либо договор как единый документ, подписанный обеими сторонами. Второй способ – фонд пишет: «пожалуйста, пожертвуйте нам пять тысяч рублей», а коммерческая организация-жертвователь пишет в ответ: «мы согласны пожертвовать пять тысяч рублей на такие-то цели». При условии наличия обеих документов это называется «обмен письмами».

— Как используется фондами договор оферты?

— Третий вариант взаимоотношений – договор оферты. Гражданский кодекс РФ в пункте 2 статьи 432 говорит о том, что договор может быть заключён «посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной».

Попробуем объяснить сказанное.

Фонд размещает на своём сайте предложение сделать пожертвование на конкретную программу или помощь конкретному человеку, либо на уставную деятельность и содержание организации (в последнем случае степень доверия к организации больше, и степень свободы расходования средств тоже выше).

В свою очередь, физическое лицо, ознакомившись с этим предложением (офертой), соглашается с тем, что оно вносит пожертвование именно на этих условиях.

К сожалению, на основании публичной оферты нельзя получить пожертвование от юридического лица. Дело в том, что для пожертвований от юридических лиц на сумму более 3 тыс. руб. обязательна письменная форма договора. Договор считается заключённым, если в нём отражены все условия, обязательные в силу закона. Одним из таких условий для договора пожертвования (как частного случая договора дарения) является предмет дарения . Если речь идёт о деньгах – точный размер суммы пожертвования, если об имуществе – перечень этого имущества с описанием родовых признаков.

Если одно из существенных условий в договоре не отражено, то он не считается заключённым.

Хотя ситуации бывают разные. Бывало, когда в стране случалась большая беда, нужно было экстренно собрать крупную сумму денег. Вспомните наводнения на юге России четыре года назад. Тогда жертвовали и без договора, все: и физические лица, и юридические лица. В этой ситуации проверяющие органы закрыли на это глаза: милость выше справедливости.

— Как фонд должен оправдывать и показывать свои хозяйственные расходы?

— В фондах, не являющихся благотворительными, процент расхода средств на аппарат управления и на программную деятельность законодатель вообще не регулирует… А вот у благотворительных фондов законодатель подобные расходы не ограничивает, за исключением упомянутых ограничений на зарплату.

Но если фонд в публичной отчетности отчитается в том, что львиную долю собранных средств он потратил на содержание, административные органы никаких претензий к такому фонду предъявить не могут. А вот жертвователи отреагируют, конечно, вполне конкретно. И в интересах фонда все расходы показать как программные, а административные выделять отдельно с целью минимизации их общей суммы.

Но тем не менее от них никуда не деться. Офис нужно содержать: платить зарплату сотрудникам, покупать оргтехнику и т.п. Как же предупреждать потенциального жертвователя об административных расходах?

В публичной оферте, которую, действительно, мало кто читает, что неправильно, целесообразно написать либо общую фразу, которая не задевает имидж фонда, о том, что жертвователь уведомлен о том, что фонд часть полученных пожертвований будет тратить на административные расходы. Либо — что фонд определенный процент набранных сумм тратит на административные расходы. Мировая практика: от 10% до 20% на административные цели – это необходимые и обоснованные расходы.

— А если фонд «не удался», потерял жертвователей, или не сумел собрать их вокруг себя и своей идеи, что должны делать учредители?

Фонд как организация, которая предназначена мировой практикой и российским законодателем для сбора средств, таит в себе два изначальных недостатка. Первая опасность: невозможность ликвидации по собственной инициативе. Бывает, что учредители утратили интерес к фонду по каким-то причинам: собственные проблемы, отсутствие денег, разочарование во всем и вся, и так далее. Но фонд ликвидировать можно только по решению суда. И за больше чем 25 лет работы в НКО я знаю буквально десяток случаев, когда доводили дело до конца и ликвидировали фонд по полной программе.

В начале 90-х организацию можно было относительно безболезненно бросить и не заниматься её отчетностью. Но сейчас могут прийти административные органы, судебные приставы, наложить штраф за несдачу отчетности. Для кого-то это может стать поводом для временного ограничения выезда за границу или для временного ограничения действия водительского удостоверения.

Второй недостаток – это обязательный аудит. С момента, когда фонд родился и зарегистрирован, у него появляется пожизненная обязанность проходить обязательный аудит. Довольно часто обращения поступают такого рода: наш фонд собирает всего 5000 рублей в месяц (или в год) – что нам делать с аудитом? Ведь аудит проводят коммерческие организации, это не бесплатно. Так вот: если создатели фонда не уверены в том, что они найдут деньги, в том числе, на аудит, не надо выбирать эту организационно-правовую форму. Чисто теоретически средства можно собирать и в другой организационно-правовой форме, хотя это не вполне красиво. В регионах часто создают общественную организацию, и она точно также собирает деньги с жертвователей и тратит их на добрые дела. В принципе, это допустимо.

Благотворительная лавочка: обсуждаем хозяйственные инициативы фонда

— Многие фонды имеют мастерские, благотворительные магазины. Как документально устраивается такое производство, хозяйственная деятельность?

— На каком-то этапе своей работы фонд понимает, что пожертвований недостаточно, и решает осуществлять приносящую доход деятельность. Это может быть и размещение денег на депозитном счете, и заключение договора с банком о том, что банк платит организации деньги за так называемый неснижаемый остаток денег на расчетном счете. А может быть и производство в мастерских, производство сувениров, это могут быть благотворительные магазины, и другие виды приносящей доход деятельности.

Если сотрудники или подопечные фонда начинают что-то изготавливать, и потом это что-то начинает продаваться, — это уже активная приносящая доход деятельность, по которой могут возникать доходы и расходы. В нашем законодательстве очень нечетко прописаны процедуры того, как некоммерческая организация может разделить доходы и расходы на приносящую доход деятельность, и доходы и расходы по основной уставной деятельности.

Поэтому начиная с того момента, когда мастерская уже стала приносить стабильный доход и, следовательно, нести стабильные расходы, целесообразно создать коммерческую организацию, обычное ООО, и всю приносящую доход деятельность перевести туда. Это существенно снизит все налоговые и административные риски некоммерческой организации.

Благотворительные магазины тоже правильнее создавать в форме коммерческих организаций. А всю прибыль от этого магазина можно уже направлять на уставную деятельность благотворительной организации – например, в форме пожертвования.

— Эта коммерческая организация должна быть структурой фонда или должна существовать отдельно?

— Это сложный вопрос. Дело в том, что если фонд будет учредителем этого ООО, то такое ООО, как и любая организация, в составе учредителей которой более чем на 25% есть другие юридические лица, не может применять упрощённую систему налогообложения. Поэтому общая рекомендация такая: если актив фонда достаточно надежен и предан друг другу, то можно создавать такую коммерческую организацию отдельно, чтобы ее учредители были просто физические лица – граждане России.

Примерно так действовала структура многих предприятий староверов. С начала до середины XIX века в старообрядческих кругах России существовала такая практика – заводы и фабрики формально принадлежали физическим лицам, число которых было достаточно невелико, но при этом была постоянная ротация акционеров.

То есть по мере того, как эти физические лица отходили от дел или переставали проявлять преданность своему вероисповеданию, община отстраняла их от владения акциями предприятия, но формально это преподносилось государству как продажа акций, а реально руководила этой организацией община. Доход от фактически общинных предприятий перечислялся церкви.

— Законно ли для благотворительного фонда проводить аукцион?

Истинной волей того, кто приобрел вещь на благотворительном аукционе, является желание помочь некоммерческой организации, по сути это является пожертвованием. Но, несмотря на это, налоговое законодательство воспринимает эту операцию как операцию по продаже физическому лицу материальных ценностей.

В итоге с суммы продажи организация должна заплатить на упрощенной системе налогообложения 6%, а на общем режиме – 18% НДС и 20% налог на прибыль, итого 38%. Расходов же по такой операции не будет никаких. Ведь на аукцион выставляется вещь, которая либо имеет крайне низкую стоимость приобретения или изготовления, либо вообще подарена.

— Частый вопрос внутри сектора — может ли фонд положить собранные средства на депозит и жить с процентов? Или это может делать только фонд целевого капитала – а они устроены как-то иначе?

— Если организация заключила договор с банком о том, что банк платит ей за неснижаемый остаток на расчетном счете, то у организации никаких рисков не возникает. Никто не сможет сказать, что она отвлекла деньги жертвователей. При фактическом получении дохода от банка (а эта сумма существенно ниже, чем процент по депозиту), платится налог по ставке 20% или 6% в зависимости от налогового режима.

Следующий момент – это депозит. Для того, чтобы положить деньги на депозит, очень желательно обосновать, что именно эта сумма, которая кладется на депозит, именно на тот период, на который оформляется договор, организации не понадобится в силу благотворительных программ, в силу финансового плана, в силу пожелания жертвователей. И если организация это напишет как можно более подробно в протоколе своего руководящего органа, то всё хорошо, риски снижаются до самого минимума. А дальше с фактически полученных процентов организация уплачивает налог в обычном порядке, о котором мы говорили выше.

— Фонды пользуются помощью pro bono от фирм. Должна ли эта помощь документально оформляться, и каким образом?

— В 2011 году в Налоговом кодексе РФ появилась формулировка, что безвозмездно полученные услуги для некоммерческих организаций являются видом целевых поступлений, но только при одном условии – при условии заключённого договора.

Например. Фонд договорился с неким СМИ (а это, как правило, коммерческая организация) о бесплатной публикации материала о нем, то есть сам выступил инициатором такой публикации, а не СМИ запросила интервью или статью о фонде. В этом случае, если между СМИ и фондом договора не будет оформлено, такое поступление бесплатной услуги от СМИ не соответствует требованиям нормы Налогового кодекса РФ и облагается налогом.

Однако в случае, если лицо, предоставившее безвозмездно эту услугу, никак не оформило её оказание, то рисков у фонда не возникает. Например: для фонда сделан перевод с иностранного языка на русский язык, следы такой договоренности pro bono есть? Если нет, то и рисков нет. Если кафе предоставило фонду помещение для проведения мероприятия, но нет следов, что кафе часть времени потратило не для обслуживания платных посетителей, а предоставило его фонду, то нарушения нет. Риски во всех этих случаях – не для компаний, а для фонда, который получает услугу безвозмездно без заключения договора.

— Можно ли написать завещание в пользу фонда?

— Есть широко распространённая в мировой, и всё более широко распространяющаяся в российской практике форма завещания в пользу фонда. С точки зрения налогообложения государство в 2002 году высказалось, что имущество, полученное по завещанию некоммерческой организацией, признается целевым поступлением.

Тут есть тонкости. Если завещанное имущество используется благотворительным фондом в собственной деятельности, проблем не возникает. А вот если это имущество будет потом продано, то целесообразно при жизни того человека, который оформлял завещание, в тексте самого завещания записать, что он даёт согласие на последующую продажу этого имущества благотворительной организацией. Если этой фразы там не будет, то существует риск обвинений фонда в нецелевом использовании такого наследства.

Допустим, фонд получил в порядке наследования по завещанию квартиру. И продаёт её через какое-то время за 5 миллионов рублей. Налоговый орган может сказать, что вам завещанное имущество передавалось на уставную деятельность, а вы эту квартиру продали. И потребует заплатить налог, во-первых, с суммы продажи квартиры, а во-вторых, в размере так называемого нецелевого использования, т.е. с суммы рыночной стоимости квартиры на дату принятия к учёту. Поэтому, чтобы избежать этой опасности, нужно просить автора завещания прописывать в нём все детали, в том числе право фонда продать эту квартиру и направить деньги на уставную деятельность.

— Есть ли такие нюансы работы фонда, которые прописаны не официальными правилами, а практикой?

— Думаю, это так называемое целевое использование средств. Что это такое, не знает никто.

Этого не написано ни в одном законодательном или нормативном акте, но есть четыре основных момента, которые выработаны практикой, жизнью.

Момент первый: все расходы должны производиться на осуществление деятельности, которая соответствует уставу организации и законодательству. То есть даже если какой-то расход очевиден с точки зрения логики и здравого смысла, но не соответствует уставу, такой расход не может быть осуществлен данным фондом. Он будет нецелевым. Скажем, организация создана для поддержки детей, а возникла необходимость оказать помощь взрослому человеку. При всей очевидности социальной полезности этого действия фонд этого сделать не сможет.

Второй момент – все расходы фонда должны производиться в соответствии с собственным финансовым планом. Это документ, который административные органы проверяют одним из первых. Вы его можете детализировать хоть до недели, но он должен быть рассчитан как минимум на год.

Третий момент. Все расходы должны быть документально подтверждены. Если какой-то расход очевиден, общественно полезен, но не подтвержден документами, возникает риск обвинения в нецелевом использовании средств.

И последний момент. Все расходы должны относиться только к основной уставной деятельности организации. Очень спорным и сложным является вопрос, как начать приносящую доход деятельность за счет полученных пожертвований.

Что делать с остатком?

— У многих фондов возникают сложности с распоряжением «остатками» – той частью перечисленных денег, которые по той или другой причине уже не нужны конкретному больному…

— Если деньги поступают с формулировкой «на уставную деятельность» — такая формулировка покрывает все виды расходов. Но часто жертвователи хотят жертвовать не вообще в организацию, а именно на помощь конкретному ребёнку, на оказание помощи конкретной программе. И в этом случае общее правило такое: то, что получено на определённые цели, без изменения воли жертвователя не может быть перераспределено…

— Что делать НКО в таком случае? Распределять эти деньги по другим больным? Оставлять себе? Оставлять семье?

— Связаться с каждым физическим лицом, которые пожертвовали деньги семье, в принципе невозможно ни при каких обстоятельствах, и узнать их обратную связь тоже невозможно. Невозможно сделать задним числом новую публичную оферту, поскольку старая была сделана до того. Исходя из этого опыта, в публичной оферте стоит упомянуть о том, что в случае невозможности использования средств на помощь конкретной семье жертвователь передает право фонду эти пожертвования использовать на оказание помощи другим лицам, оказавшимся в такой ситуации.

Есть опыт одного благотворительного фонда, который более десяти лет успешно действует в столице и помогает деткам с особо тяжелыми заболеваниями. Имея тесное деловое сотрудничество с руководством медицинского учреждения, на базе которого действует фонд, этот фонд обращается с просьбой к администрации медицинского учреждения.

Администрация дает фонду ксерокопии первых страниц медицинских карт, где написано, что ребенок скончался. На основании этих документов фонд созывает правление, и оно принимает решение перераспределить средства, которые невозможно использовать на оказание помощи конкретному ребенку, на других детей. Хотя это и не соответствует законодательству — ведь жертвователь передавал деньги на оказание помощи только конкретному ребенку.

Получается, единственным законным выходом из этой ситуации было бы вернуть деньги этому жертвователю. Теоретически это сделать возможно, поскольку реквизиты жертвователей в системах перечисления денег хранятся. Ведь есть же возможность получить назад деньги за неиспользованные авиационные, железнодорожные билеты. Но непросто.

Опять же, возврат денег – это, конечно, не выход. Выходом было бы изначально оговоренное право фонда в исключительной ситуации изменить целевое назначение денег на оказание помощи лицам, оказавшимся в такой же ситуации.

НКО и закон: насколько грамотны наши фонды

— Как фонду доказать свою прозрачность?

— Есть несколько форм отчетности, но все они – для государственных органов. А вот отчет для пользователей отчетности, для жертвователей публикуется в СМИ и на собственных сайтах. Вот здесь форм никаких не существует и степень подробности деталей организация определяет сама, исходя из своего понимания о том, что должно знать общество, что должны знать жертвователи. Если организация хочет расписать все свои расходы, в т.ч. административные, с максимальной степенью детализации, и это, безусловно, ее право, и этот вопрос она решает сама.

— Как вы оцениваете российский Закон о благотворительности? Нуждается ли он в дополнениях, изменениях?

Закон этот замечательный, его написали очень хорошие люди более 20 лет назад. В принципе это работающий закон.

Другое дело, что в связи с кардинальным изменением всего гражданского законодательства, наверное, он уже устарел. Но по большому счету, жить благотворительным организациям он не мешает. Думаю даже, если этот закон пересматривать, то, что будет предложено, может быть еще хуже. Вообще этот закон за 21 год существования претерпел всего девять поправок. Это рекордно маленькое число!

— По вашей оценке, стали ли сегодня НКО более грамотными в финансовых вопросах? Или, наоборот, стали делать больше ошибок?

— Страна, в принципе, становится более грамотной. И Министерство экономического развития России потратило определённые усилия на то, чтобы со всех точек зрения обучить некоммерческие организации. Очень много интернет-ресурсов, форумов.

Но примерно 10-15 процентов фондов – и чаще это маленькие НКО – продолжают их совершать. И все же число организаций, которые неправильно оформляют безвозмездные поступления, существенно снижается.

Рисунки Дмитрия Петрова.