Размер заработной платы руководителей, специалистов и других служащих, как общее правило, определяется в основном величиной должностного оклада, выплачиваемого за исполнение этими работниками их должностных обязанностей по занимаемым должностям. В этой связи четкая фиксация указанных обязанностей - их содержания, объема, технологий и ответственности, имеет для работников первостепенное значение.
Квалификационные характеристики каждой должности состоят из трех разделов: "Должностные обязанности"; "Должен знать" и "Требования к квалификации".
Раздел "Должностные обязанности" содержит перечень основных функций, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность.
Раздел "Должен знать" содержит основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний нормативных правовых актов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей.
Раздел "Требования к квалификации" определяет уровень профессиональной подготовки работника, необходимой для выполнения возложенных на него обязанностей, и требуемый стаж работы.
В качестве примера приведем квалификационную характеристику должности директора (генерального директора, управляющего) предприятия *(1) .
Должностные обязанности. Руководит в соответствии с действующим законодательством производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью предприятия, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также финансово-хозяйственные результаты его деятельности. Организует работу и эффективное взаимодействие всех структурных подразделений, цехов и производственных единиц, направляет их деятельность на развитие и совершенствование производства с учетом социальных и рыночных приоритетов, повышение эффективности работы предприятия, рост объемов сбыта продукции и увеличение прибыли, качества и конкурентоспособности производимой продукции, ее соответствие мировым стандартам в целях завоевания отечественного и зарубежного рынка и удовлетворения потребностей населения в соответствующих видах отечественной продукции. Обеспечивает выполнение предприятием всех обязательств перед федеральным, региональным и местным бюджетами, государственными внебюджетными социальными фондами, поставщиками, заказчиками и кредиторами, включая учреждения банка, а также хозяйственных и трудовых договоров (контрактов) и бизнес-планов. Организует производственно-хозяйственную деятельность на основе широкого использования новейшей техники и технологии, прогрессивных форм управления и организации труда, научно обоснованных нормативов материальных, финансовых и трудовых затрат, изучения конъюнктуры рынка и передового опыта (отечественного и зарубежного) в целях всемерного повышения технического уровня и качества продукции (услуг), экономической эффективности ее производства, рационального использования производственных резервов и экономного расходования всех видов ресурсов. Принимает меры по обеспечению предприятия квалифицированными кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и опыта, созданию безопасных и благоприятных для жизни и здоровья условий труда, соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды. Обеспечивает правильное сочетание экономических и административных методов руководства, единоначалия и коллегиальности в обсуждении и решении вопросов, материальных и моральных стимулов повышения эффективности производства, применение принципа материальной заинтересованности и ответственности каждого работника за порученное ему дело и результаты работы всего коллектива, выплату заработной платы в установленные сроки. Совместно с трудовыми коллективами и профсоюзными организациями обеспечивает на основе принципов социального партнерства разработку, заключение и выполнение коллективного договора, соблюдение трудовой и производственной дисциплины, способствует развитию трудовой мотивации, инициативы и активности рабочих и служащих предприятия. Решает вопросы, касающиеся финансово-экономической и производственно-хозяйственной деятельности предприятия, в пределах предоставленных ему законодательством прав, поручает ведение отдельных направлений деятельности другим должностным лицам - заместителям директора, руководителям производственных единиц и филиалов предприятий, а также функциональных и производственных подразделений. Обеспечивает соблюдение законности в деятельности предприятия и осуществлении его хозяйственно-экономических связей, использование правовых средств для финансового управления и функционирования в рыночных условиях, укрепления договорной и финансовой дисциплины, регулирования социально-трудовых отношений, обеспечения инвестиционной привлекательности предприятия в целях поддержания и расширения масштабов предпринимательской деятельности. Защищает имущественные интересы предприятия в суде, арбитраже, органах государственной власти и управления.
Должен знать: законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность предприятия, постановления федеральных, региональных и местных органов государственной власти и управления, определяющие приоритетные направления развития экономики и соответствующей отрасли; методические и нормативные материалы других органов, касающиеся деятельности предприятия; профиль, специализацию и особенности структуры предприятия; перспективы технического, экономического и социального развития отрасли и предприятия; производственные мощности и кадровые ресурсы предприятия; технологию производства продукции предприятия; налоговое и экологическое законодательство; порядок составления и согласования бизнес-планов производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности предприятия; рыночные методы хозяйствования и управления предприятием; систему экономических индикаторов, позволяющих предприятию определять свое положение на рынке и разрабатывать программы выхода на новые рынки сбыта; порядок заключения и исполнения хозяйственных и финансовых договоров; конъюнктуру рынка; научно-технические достижения и передовой опыт в соответствующей отрасли производства; управление экономикой и финансами предприятия, организацию производства и труда; порядок разработки и заключения отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров и регулирования социально-трудовых отношений; трудовое законодательство; правила и нормы охраны труда.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное (техническое или инженерно-экономическое) образование и стаж работы на руководящих должностях в соответствующей профилю предприятия отрасли не менее 5 лет.
Квалификационные характеристики приводятся в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37 (в ред. приказа Минздравсоцразвития РФ от 7 ноября 2006 г. N 749).
Квалификационный справочник содержит два раздела. В первом разделе приводятся квалификационные характеристики общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и других служащих (технических исполнителей), широко распространенных на предприятиях, в учреждениях и организациях, прежде всего производственных отраслей экономики, в том числе находящихся на бюджетном финансировании. Второй раздел содержит квалификационные характеристики должностей работников, занятых в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях, а также редакционно-издательских подразделениях.
Указанный справочник разработан в соответствии с принятой классификацией служащих на три категории: руководителей, специалистов и других служащих (технических исполнителей). Отнесение служащих к категориям осуществляется в зависимости от характера преимущественно выполняемых работ, составляющих содержание труда работника (организационно-административные, аналитико-конструктивные, информационно-технические).
Наименования должностей служащих, квалификационные характеристики которых включены в Справочник, установлены в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК-016-94 (ОКПДТР) (в ред. изменений 5/2004 ОКПДТР, утв. Ростехрегулированием), введенным в действие с 1 января 1996 года.
В связи с изложенным обратим внимание читателей на то обстоятельство, что согласно ст. 57 "Содержание трудового договора" ТК РФ, если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименования этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемых Правительством РФ.
Таким образом, если, например, оплата труда специалиста согласно ст. 147 ТК РФ производится в повышенном размере за работу во вредных условиях труда, то работодатель обязан руководствоваться соответствующей квалификационной характеристикой, включенной в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, то есть, наименование должности, профессии, специальности и квалификационные требования к ним должны соответствовать квалификационной характеристике.
Если же в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по данной должности, профессии, специальности не связано предоставление компенсаций и льгот (повышенная оплата труда, предоставление дополнительного отпуска, лечебно-профилактическое питание и т.д.) либо наличие ограничений, то работодатель свободен в выборе - руководствоваться или не руководствоваться квалификационной характеристикой в приведенном случае. Говоря другими словами, работодатель вправе самостоятельно решить вопрос о наименовании должности, профессии, специальности и квалификационных требованиях к ним.
При практическом применении Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих необходимо иметь в виду следующее.
1. В Справочник не включены квалификационные характеристики производных должностей (старших и ведущих специалистов, а также заместителей руководителей подразделений). Должностные обязанности этих работников, требования к их знаниям и квалификации определяются на основе содержащихся в Справочнике характеристик соответствующих базовых должностей. При этом необходимо иметь в виду, что применение должностного наименования "старший" возможно при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями.
Должность "старшего" может устанавливаться в виде исключения и при отсутствии исполнителей в непосредственном подчинении работника, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы.
Для должностей специалистов, по которым предусматриваются квалификационные категории, должностное наименование "старший" не применяется. В этих случаях функции руководства подчиненными исполнителями возлагаются на специалиста I квалификационной категории (о квалификационных категориях специалистов см. далее по тексту).
Должностные обязанности "ведущих" устанавливаются на основе характеристик соответствующих должностей специалистов. Кроме того, на них возлагаются функции руководителя и ответственного исполнителя работ по одному из направлений деятельности предприятия, учреждения, организации или их структурных подразделений либо обязанности по координации и методическому руководству группами исполнителей, создаваемыми в отделах (бюро). Требования к необходимому стажу работы ведущих специалистов повышаются на 2-3 года по сравнению с предусмотренными для специалистов I квалификационной категории.
Должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации заместителей руководителей структурных подразделений определяются на основе характеристик соответствующих должностей руководителей.
2. В квалификационных характеристиках должностей специалистов предусматривается в пределах одной и той же должности без изменения ее наименования внутридолжностное квалификационное категорирование по оплате труда. Квалификационные категории по оплате труда специалистов устанавливаются руководителем предприятия, учреждения, организации.
При этом учитываются степень самостоятельности работника при выполнении должностных обязанностей, его ответственность за принимаемые решения, отношение к работе, эффективность и качество труда, а также профессиональные знания, опыт практической деятельности, определяемый стажем работы по специальности, и др.
В качестве примера приведем требования к квалификации инженера-конструктора (конструктора), изложенные в квалификационной характеристике этой должности.
Инженер: высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы.
3. Квалификационные характеристики должностей начальников (заведующих) отделов служат основой при определении должностных обязанностей, требований к знаниям и квалификации.
4. Квалификационные характеристики могут применяться в качестве нормативных документов прямого действия или служить основой для разработки внутренних организационно-распорядительных документов - должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также их прав и ответственности. При необходимости обязанности, включенные в характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.
В квалификационных характеристиках представлены наиболее характерные для каждой должности работы. Поэтому при разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-технических условиях, и устанавливаются требования к необходимой специальной подготовке работников.
5. В процессе проведения мер по совершенствованию организации и повышению эффективности труда возможно расширение круга обязанностей работников по сравнению с установленными соответствующей характеристикой. В этих случаях без изменения должностного наименования работнику может быть поручено выполнение обязанностей, предусмотренных характеристиками других должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности и квалификации.
6. Соответствие фактически выполняемых обязанностей и квалификации работников требованиям квалификационных характеристик определяется аттестационной комиссией согласно действующему положению о порядке проведения аттестации. При этом особое внимание уделяется качественному и эффективному выполнению работ.
7. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных требованиями к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
8. В Справочник включены квалификационные характеристики массовых должностей, общих для всех отраслей экономики, наиболее широко используемых на практике. Квалификационные характеристики должностей, специфических для отдельных отраслей, разрабатываются министерствами (ведомствами) и утверждаются в установленном порядке.
Правительство РФ постановлением от 31 октября 2002 г. N 787 (в ред. от 20 декабря 2003 г. N 766) утвердило порядок утверждения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Правительство РФ установило (подтвердив тем самым), что Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих состоит из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации указанных работников.
Этим постановлением было поручено Министерству труда и социального развития РФ организовать совместно с федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены управление, регулирование и координация деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики, разработку Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и порядка их применения, а также утвердить указанный справочник и порядок его применения.
Во исполнение упомянутого постановления Правительства РФ Минтруд РФ постановлением от 9 февраля 2004 г. N 9 утвердил Порядок применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Указанный Порядок в основном повторяет текст раздела "Общие положения" Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих.
" |
Устраиваясь на какую-либо должность в сфере образования, вам необходимо соответствовать определенным квалификационным характеристикам. Данный текст расскажет об основных моментах создания должностных инструкций работников образования, нюансах получения должности в данной сфере, а также предоставит к ознакомлению полный перечень должностей с кратким описанием их характеристик. Дополнительно вы можете скачать справочник «Квалификационные характеристики должностей работников образования» в полном объеме.
Сфера образования – одна из базовых сфер, которые формируют единое общество, единые культурные, социальные и морально-этические ценности. Естественно, квалификационные требования, предъявляемые к работникам данной сферы довольно высоки. Они закреплены в специальном квалификационном справочнике должностей работников образования. В данной статье вы узнаете квалификационные требования из классификатора должностей 2019 года, что входит в эти требования, а также получите перечень должностей педагогических работников, с кратким описанием каждой из них.
Исходя из положений ст. 143 Трудового кодекса РФ присвоение работникам тарифных разрядов и тарификация работ, осуществляется учитывая требования единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее – ЕКС).
ЕКС включает в себя квалификационные характеристики должностей, расшифровки должностных обязанностей и требований к квалификационным уровням и уровню знаний руководителей, специалистов и служащих (Постановление Правительства РФ от 31.10.2002 №787).
Интересующий нас раздел ЕКС – Квалификационные характеристики должностей работников в сфере образования в 2019 году (далее – КХД), имеющий второе название – Единый квалификационный справочник должностей работников образования, был принят Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 года №761н. На данный момент, КХД применяется в редакции Приказа Минздравсоцразвития РФ от 31.05.2011 №448н.
Актуальную версию раздела КХД квалификационного справочника должностей можно скачать .
Квалификационный справочник должностей работников образовательных учреждений принятый по приказу №761н разработан для помощи в решении вопросов, относящихся к регуляции трудовых отношений, созданию действующей, эффективной системы руководства и управления персоналом учреждений и организаций образования, независимо от формы их собственности или организационно правовой формы.
КХД является базовым документом при разработке должностных инструкций, так как в нем содержится основной перечень должностных обязанностей работников образования, в нем учтены все особенности организации труда и уровни компетенции. В данном разделе также закреплены права и обязанности по каждой, конкретной должности.
При составлении должностных инструкций с использованием КХД, допускается возможность уточнения перечня работ по конкретному образовательному учреждению, с учетом особенностей и свойств каждой должности, а также разработка дополнительных требований к специальной подготовке работников.
Для увеличения эффективности труда, допускается расширение должностных обязанностей работника, по сравнению с квалификационными характеристиками указанными в КХД. Такое расширение происходит за счет добавления обязанностей из смежных должностей. Их выполнение не должно требовать расширение квалификационного уровня и прохождение специальной подготовки.
В соответствии с п.9 КХД, лица, которые выполняют должностные обязанности с соответствующим качеством и в полном объеме, но при этом не имеющие достаточного уровня подготовки или стажа работы, могут быть назначены на фактически занимаемые ими должности, в порядке исключения, по рекомендациям аттестационной комиссии.
Квалификационная характеристика по каждой должности, включает в себя 3 раздела:
Перечень должностей подразделяется на 3 уровня:
Должности руководителей:
ДО: Осуществляет непосредственное управление учреждением образования в соответствии с действующим законодательством РФ.
ДО: Осуществляет организацию текущей деятельности учреждения образования, а также перспективное планирование его будущей деятельности. Координирует работу педагогических работников.
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении.
ТК: Высшее образование по направлениям «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление», «Управление персоналом». Стаж работы в педагогической сфере или на руководящих должностях не мене 5 лет.
ДО: Осуществляет управление структурным подразделением: секцией, лабораторией, кабинетом, учебно-консультационным пунктом и так далее. Осуществляет организацию текущей деятельности подразделения, а также перспективное планирование его будущей деятельности с учетом целевых задач для которых оно создано.
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении.
ТК: Высшее образование по той специальности, которая соответствует профилю подразделения. Стаж работы в соответствии с профилем подразделения не менее 3 лет.
ДО: Осуществляет руководство учебно-производственными работами по профессиональному обучению, практическими занятиями, принимает участие в профориентации учащихся.
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении.
ТК: Высшее образование соответствующее профилю обучения. Стаж работы по профилю обучения не менее 2 лет.
Должности педагогических работников:
ДО: Обучает и воспитывает учащихся, принимая во внимание их психолого-физиологические особенности и специфику предмета, который преподается. Занимается формирование культуры личности, социализацией учащихся.
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении.
ДО: Осуществляет обучение учащихся в соответствии с федеральными государственными стандартами образования. Осуществляет контроль и организацию самостоятельной работы учащихся, применяет индивидуальные образовательные программы.
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении.
ТК: Высшее или среднее образование, направление “Образование и педагогика”, либо, образование соответствующее специфике преподаваемого предмета. Требований к стажу нет.
ДО: Осуществляет содействие в развитии личностных качеств, индивидуальных способностей и талантов учащихся. Способствует расширению и формированию личностной культуры и социализации.
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении.
ТК: Высшее или среднее образование, направление “Образование и педагогика”, либо, образование соответствующее профилю деятельности. Требований к стажу нет.
ДО: Организует и реализует программы по воспитанию личности, общему образовательному процессу, развитию и социальной защите учащихся в учреждениях, организациях и по месту их жительства.
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Владение навыками социально-педагогической коррекции и снятия стрессов.
ТК: Высшее или среднее образование, направление “Образование и педагогика”, либо «Социальная педагогика». Требований к стажу нет.
ДО: Осуществляет деятельность по максимальной коррекции недостатков в развитии у учащихся с нарушениями в развитии, учитывая воспитанников находящихся в коррекционных образовательных учреждениях.
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методические документы по вопросам профессиональной деятельности.
ТК: Высшее образование по дефектологическому профилю. Требований к стажу нет.
ДО: Осуществляет деятельность по профессиональной поддержке, коррекции и сохранению психосоматического и социального благополучия учащихся, в процессе их воспитания и обучения в учреждениях образования.
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методические документы в области психологии, психотерапии, сексологии и так далее.
ТК: Высшее или среднее образование, направление «Педагогика и психология». Требований к стажу нет.
ДО: Осуществляет воспитание детей в учреждениях образования и их структурных подразделениях. Способствует развитию личности ребенка, его нравственному формированию.
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методы воспитания, убеждения и аргументации собственной позиции.
ТК: Высшее или среднее образование, направление “Образование и педагогика”, либо «Социальная педагогика». Требований к стажу нет. Для старшего воспитателя необходим стаж не менее 2 лет.
ДО: Разрабатывает и осуществляет индивидуальную работу с учащимися по определению, развитию и формированию их познавательных интересов. Организует персональное обучение по предпрофильной подготовке.
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методологию воспитательной работы и организации свободного времени учащегося.
ТК: Высшее образование, направление “Образование и педагогика”, стаж работы педагогом не мене 2 лет.
ДО: Принимает участие в реализации образовательных программ основного уровня для всех уровней общего образования, в соответствии с государственными федеральными стандартами образования.
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методические материалы по вопросам организации библиотечной и информационной работы.
ТК: Высшее образование по профилю работы. Требований к стажу нет.
ДО: Ведет деятельность по способствованию в развитии детских общественных организаций, объединений, помогает разрабатывать, реализовывать программ их деятельности, руководствуясь принципами добровольности, самодеятельности с учетом инициативы, интересов и потребностей учащихся.
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методические материалы по организации досуговой деятельности, выявлению и отбору талантов.
ТК: Высшее или среднее образование. Требований к стажу нет.
ДО: Используя специализированные программы, направленные на развитие творческой деятельности, осуществляет дополнительное образование учащихся.
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методологию по деятельности кружков, секций и развития мастерства.
ТК: Высшее или среднее образование соответствующее профилю работы. Требований к стажу нет. Для старших педагогов – высшее образование по профессии и стаж работы в сфере педагогики не менее 2 лет.
ДО: Развивает эстетические вкус и музыкальные способности, а также эмоциональную сферу и творческую деятельность воспитанников.
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методологию музыкального воспитания, физиологию детской моторики и музыкальных возможностей.
ТК: Высшее или среднее образование, направление “Образование и педагогика”, владение техникой исполнения на музыкальном инструменте на уровне профессионала. Требований к стажу нет.
ДО: Участвует в разработке профилирующих и специальных дисциплин, тематических программ и планов.
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методику проведения репетиций и текущих занятий.
ТК: Высшее или среднее музыкальное образование, владение профессиональными навыками игры на инструменте. Требований к стажу нет.
ДО: Планирует, организует и проводит занятия по физическому воспитанию.
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методику работы на спортивных снарядах, правила охраны жизни и здоровья.
ТК: Высшее образование в области физкультуры. Требований к стажу нет.
ДО: Организация активного отдыха учащихся в учебное и внеучебное время.
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методику обучения игровым видам спорта, правила проведения спортивных мероприятий.
ТК: Высшее или среднее образование в области спорта. Требований к стажу нет.
ДО: Проводит методические мероприятия в учреждениях образования: анализ учебно-методической и воспитательной работы. Разрабатывает планы по повышению ее эффективности.
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методику систематизации методических и информационных материалов, эффективные методы педагогической работы.
ТК: Высшее образование по профилю работы. Стаж не мене 2 лет. Для старшего методиста – стаж не менее 2 лет на должности методиста.
ДО: Осуществляет работу по организации координирования и методического обеспечения учреждений образования имеющих спортивную направленность.
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Систему осуществления организации работы в учреждениях образования спортивной направленности, методики реализации педагогической работы в сфере культуры и спорта.
ТК: Высшее образование в сфере физической культуры и спорта. Требований к стажу нет. Для старшего инструктора-методиста – стаж работы не менее 2 лет на должности инструктора-методиста, методиста.
ДО: Реализует программы по формирования у учеников трудовых умений и навыков, проводит их подготовку для практического применения полученных знаний.
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Инструкции и методические материалы, касающиеся организации воспитания и трудового обучения. Методики развития мастерства.
ТК: Высшее или среднее образование по профессии. Требований к стажу нет.
ДО: Обучает и воспитывает учеников, учитывая специфику проведения курсов по основам безопасности жизнедеятельности и допризывной подготовки в объеме не более 9 часов в неделю (360 часов в год).
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Принципы защиты населения при катастрофах различных видов, авариях и стихийных бедствиях. Методы оказания первой помощи.
ТК: Высшее или среднее образование, направление “Образование и педагогика”, Гражданская оборона. Требований к стажу нет.
ДО: Занимается проведением набора учащихся, которые имеют желание заниматься физкультурой и спортом и не имеют противопоказаний по здоровью.
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в направлении физической культуры, здоровья и спорта.
ТК: Высшее или среднее образование в сфере физкультуры и спорта. Требований к стажу нет. Для старшего тренера-преподавателя – опыт работы не менее 2 лет по специальности.
ДО: Проводит учебно-производственные работы и практические занятия, имеющие непосредственную связь с профессиональным обучением.
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Производственные технологии по профилю обучения, правила эксплуатации технического оборудования.
ТК: Высшее или среднее образование по профилю работы. Требований к стажу нет.
Должности учебно-вспомогательного персонала:
ДО: Осуществляет контроль поведения учеников с поведением, которое отклоняется от нормы, в различные учреждениях обучения и воспитания, а также за их пределами.
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности, Конвенцию о правах ребенка. Педагогику. Психологию. Документы, регламентирующие деятельность учебно-воспитательных учреждений.
ТК: Высшее или среднее образование, дополнительное образование по установленной программе. Требований к стажу нет.
ДО: Участвует в работе по развитию детского коллектива в различных учреждениях. Работает с детьми разного возраста, в учреждениях оздоровления и образования.
ДЗ: Законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности, Конвенцию о правах ребенка. Основы психологии и педагогики. Специфику работы с детьми.
ДО: Принимает участие в планировании и организации жизнедеятельности воспитанников.
ТК: Среднее полное (общее) образование, специальная подготовка в области образования и педагогики. Требований к стажу нет.
ДО: Принимает участие в планировании и организации жизнедеятельности воспитанников, реализует учебные программы, организуемые воспитателем.
ДЗ: Законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности, Конвенцию о правах ребенка. Основы психологии и педагогики. Специфику работы с детьми. Возрастную физиологию.
ТК: Среднее образование по профессии. Требований к стажу нет.
ДО: Работает с поступающей корреспонденцией, организует ее передачу в другие структурные подразделения, ведет делопроизводство и подготовку внутренней документации.
ДЗ: Законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности, методические материалы и инструкции по ведению делопроизводства, структуру учреждения и его кадрового состава.
ТК: Среднее образование в сфере делопроизводства. Требований к стажу нет.
ДО: Принимает участие в разработке расписания учебного процесса, а также оперативного регулирования организации учебного процесса.
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методические материалы, касающиеся занимаемой должности.
ТК: Среднее образование в сфере организации труда. Требований к стажу нет.
В мире существует огромное количество сфер деятельности, навыков и должностей. Ввиду такого многообразия у работодателя нередко возникают трудности как на уровне управления персоналом, так и на уровне кадровой документации. В таких случаях на помощь приходят единые справочники и классификаторы. В статье обсудим, что такое классификатор профессий-2020 с расшифровкой РФ и единый тарифно-квалификационный справочник-2020. Более подробно остановимся на справочнике квалификационных характеристик.
Работая с унифицированными формами, специалист по кадрам зачастую оказывается в растерянности из-за обилия терминов и аббревиатур, относящихся к справочникам должностей. Рассмотрим их.
Наименование | Аббревиатура | Постановление | Содержание | Цель |
Единый тарифно-квалификационный справочник 2020 профессий рабочих | ЕТКС | Минтруда от 12.05.1992 №15а | Характеристики основных видов работ по профессиям рабочих | Тарификация работ, присвоение разрядов |
Общероссийский классификатор профессий и должностей 2020 | ОКПДТР | Госстандарта РФ от 26.12.1994 №367 | Профессии рабочих, должности служащих | Статистика (оценка численности рабочих, распределение кадров и т.п.) |
Единый квалификационный справочник 2020 |
ЕКС | Минтруда от 21.08.1998 №37 | Наименования должностей и квалификационные требования | Унификация нормативов регламентации труда |
Указанные документы взаимосвязаны. Общий классификатор должностей и профессий 2020 года лежит в основе ЕКС 2020. ОКПДТР 2020, в свою очередь, берет за основу своего первого раздела ЕТКС 2020 рабочих профессий. ЕТКС 2020 руководителей и специалистов как таковой отсутствует, поэтому второй раздел ОКПДТР основан на единой номенклатуре должностей служащих.
Единый классификационный справочник должностей специалистов и служащих (ЕКС) представляет собой перечень квалификационных характеристик (должностных обязанностей и требований к уровню знаний и квалификаций) руководителей, специалистов и служащих в зависимости от сферы деятельности. Дополнительные разделы ЕКС вводятся соответствующими приказами Минтруда. На сегодняшний день последним является приказ от 10.05.2016 № 225н , утверждающий «квалификационные характеристики работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации». Периодичность обновлений справочника не регламентирована законом. Таким образом, документ, измененный вышеуказанным Приказом, в настоящий момент представляет собой квалификационный справочник должностей рабочих и служащих 2020.
ЕКС, в основу которого лег Общероссийский классификатор профессий рабочих должностей служащих, составлялся с целью выработки универсальных нормативов организации труда. Фактически настоящий документ помогает работодателю грамотно выстроить структуру организации. Квалификационные характеристики при этом оптимизируют следующие функции:
Кадровый работник опирается на Классификатор должностей и профессий 2020 года в работе с такими документами, как штатное расписание, должностные инструкции, положения об отделах и пр. ОКПДТР классификатор (2020) с поиском по названию размещен на сайте Министерства труда и соцзащиты .
ЕКС применим в любых предприятиях, независимо от их форм собственности или организационно-правовых форм деятельности. Однако закон не обязывает, а лишь рекомендует работодателю руководствоваться данным документом в кадровой работе. Порядок применения ЕКС утвержден Постановлением Минтруда от 09.02.2004 № 9 . В соответствии с ним, квалификационные характеристики составляют основу должностной инструкции и включают в себя три раздела:
Допускается распределение обязанностей, составляющих квалификационную характеристику, между несколькими работниками. Оценка соответствия сотрудника квалификационным характеристикам производится только аттестационной комиссией.
Как мы выяснили, квалификацию работника составляют его знания, умения, навыки и стаж. Профессиональный стандарт является более узким понятием и определяется как «характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции» (Ст. 195.1 ТК РФ ). Кроме того, профстандраты, в отличие от ЕКС, могут носить обязательный характер. Соответствующие поправки внесены в Трудовой кодекс Федеральным законом от 02.05.2015 №122-ФЗ . Согласно ст.195.3 ТК РФ , работодатель обязан оперировать профстандартами, если требования к необходимой работнику для выполнения трудовых функций квалификации продиктованы Трудовым кодексом, федеральным законом или иными нормативно-правовыми актами. В иных случаях применение профессиональных стандартов рекомендуется, но не требуется.
Сущность и назначение тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих
Структура тарифно-квалификационного справочника
Разделы тарифно-квалификационных характеристик
Тарифно-квалификационный справочник работ и профессий ра бочих (ТКС) - это нормативный документ федерального значения, содержащий систематизированный перечень работ и профессий.
Тарифно-квалификационные характеристики профессий, основанные на балльной аналитической системе оценки сложности труда, сгруппированы в разделы по производствам и видам работ. Совокупность этих разделов представляет собой Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий ра бочих (ЕТКС).
Первый выпуск ЕТКС включает тарифно-квалификационные характеристики по профессиям рабочих, общим для всех отраслей экономики (более 100 наименований); последующие выпуски - по специфическим отраслевым профессиям.
Тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих разработаны применительно к восьмиразрядной группировке работ по сложности как наиболее оптимальной при сложившемся разделении труда, достигнутом уровне техники, технологии, организации труда и производства. При этом 7 и 8 разряды имеют место только в отдельных видах производств.
3. Тарифно-квалификаиионные характеристики профессий по разря дам, приведенные в тарифно-квалификационном справочнике, со стоят из трех разделов :
Раздел "Характеристика работ" содержит:
описание работ, наиболее типичных для данной профессии, которые должен выполнять рабочий, - подготовительно-заключительные действия; функции по обслуживанию рабочего места, уходу за оборудованием; операции по непосредственному ведению технологического процесса;
степень самостоятельности рабочего при выполнении работ;
Раздел "Должен знать " включает:
основные требования к уровню квалификации рабочего, необходимому для выполнения работ, приведенных в первом разделе характеристики. От рабочего требуется знание физико-химических свойств предметов труда, конструктивных особенностей оборудования и измерительных инструментов, этапов технологического процесса, рациональных режимов работы оборудования, технической, технологической документации и др.;
требования к уровню профессионального образования - по отдельным профессиям рабочих, выполняющих работы повышенной сложности;
раздел "Примеры работ" включает перечень работ, наиболее типичных и представительных для данных профессии или разряда, которые должен уметь выполнять рабочий и по аналогии с которыми быстро и точно может быть определен разряд других работ.
В случаях, когда в разделе "Характеристика работ" достаточно полно изложено описание выполняемых работ, раздел "Примеры работ" в тарифно-квалификационной характеристике отсутствует. В необходимых случаях на предприятиях с учетом специфики производства могут разрабатываться дополнительные примеры работ того или иного уровня сложности.
Роль квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих в организации оплаты труда
Структура квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих
Состав квалификационных характеристик
1 . циалистов и других служащих представляет собой нормативный документ, содержащий перечень должностных обязанностей ра ботников и предъявляемых к ним квалификационных требований в . целях.
обоснования рационального разделения и организации труда;
создания действенного механизма разграничения функций, правильного подбора и расстановки кадров;
обеспечения единства в определении должностных обязанностей.
Наименования должностей, которые включены в справочник, установлены в соответствии с Общероссийским классификато ром профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
Квалификационные характеристики должностей служат в качестве нормативов прямого действия на предприятиях, в учреждениях и организациях.
Квалификац ионный справочник должностей руководителей, спе циалистов и других служащих служит основой .
для разработки должностных инструкций - документов, регламентирующих права, обязанности и ответственность работника, занимающего ту или иную должность;-
составления положений о структурных подразделениях предприятия;
осуществления подбора и расстановки кадров;
ведения контроля за правильностью использования персонала в соответствии со специальностью и квалификацией;
у проведения аттестации административно-управленческого персонала.
. Квалификационный справочник должностей руководителей, спе циалистов и других служащих состоит из двух разделов :
в первом разделе - приведены квалификационные характеристики общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и других служащих, распространенных на предприятиях, в учреждениях и организациях, прежде всего производственных отраслей экономики (промышленности, строительства, транспорта и др.), в том числе находящихся на бюджетном финансировании (197 наименований должностей);
второй раздел - содержит квалификационные характеристики должностей работников, занятых в научно-исследовательских, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях, а также в редакционно-издательских подразделениях (46 наименований должностей).
3.Квалификаиионная характеристика каждой должности служа щего включает три раздела :
"Должностные обязанности" - отражены основные трудовые функции с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную реализацию специализации служащих;
"Должен знать " - содержатся требования:
наличия специальных знаний работника;
по применению норм законодательных актов, положений и инструкций, методик и средств;
"Требования к квалификации" - определены уровень профессио нальной подготовки работника в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", необходимый для выполнения должностных обязанностей, и требования к стажу работы, которые являются условием для занятия той или иной должности.
В квалификационных характеристиках должностей специалистов предусматривается в пределах одной и той же должности внутридолжностное квалификационное категорирование (без изменения наименования должности).
Оно осуществляется по следующей схеме :
специалист;
специалист III категории;
ведущий специалист (высшая ступень).
Квалификационные характеристики производных должностей (например экономист по труду II категории) не включены в Квалификационный справочник и определяются на основе характеристик базовых должностей.
Присвоение квалификационных категорий производится руководителем предприятия с учетом:
самостоятельности работника при выполнении должностных обязанностей, его ответственности за принимаемые решения;
отношения к работе;
эффективности труда;
профессиональных знаний и опыта практической работы.
Степень соответствия фактически выполняемых работником обязанностей и уровня его подготовленности требованиям квалификационных характеристик определяется квалификационной комиссией предприятия, учреждения, организации.
В этой статье мы рассмотрим Единый тарифно-квалификационный справочник (ЕТКС) специалиста по охране труда. Дадим определение ЕТКС и объясним отличие ЕТКС от других справочников и профессиональных стандартов. Разберем структуру ЕТКС «Специалист по охране труда» и конечно расскажем, как должен использовать специалист по охране труда ЕТКС в своей производственной деятельности.
Чтобы посмотреть, как выглядит ЕТКС специалиста в области охраны труда, пожалуйста,
Итак, начнем…
Для того, чтобы унифицировать (привести к одним стандартам) все возможные профессии в стране, государство разработало и ввело в действие справочники профессий, которые периодически обновляются в зависимости от появления новых специальностей, технологий или устаревания некоторых других.
В России существуют два основных справочника, которыми надо руководствоваться при ведении трудовой деятельности на любом предприятии или организации. Оба справочника утверждены постановлением Правительства РФ от 31 октября 2002 г. N 787 и имеют законную силу:
1. ЕТКС
– единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих.
2. ЕКС
– единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. (ЕКСД – это еще одно название данного справочника)
Единый тарифно-квалификационный справочник (ЕТКС) – это большой сборник нормативных документов, объединённый томами, который предназначен исключительно для классификации рабочих профессий .
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС) – это сборник нормативных документов, предназначенный для нерабочих профессий , а именно для руководителей, служащих и всевозможных специалистов.
Таким образом два справочника закрывают все возможные профессии.
Возникает вопрос: В каком из двух справочников искать профессию специалиста по охране труда?
Правильный ответ: В справочнике ЕКС!!!
Надо отметить, что как такового ЕТКС специалиста по охране труда не существует. Ведь данный справочник предназначен только для рабочих профессий. Поэтому, когда кто-то говорит об ЕТКС специалиста по охране труда, надо иметь ввиду, что речь идет о ЕКС специалиста по охране труда. Чтобы не возникло путаницы, в дальнейшем будем называть любой из справочников «ЕТКС».
ЕТКС (ЕКС) специалиста по охране труда — это официальный документ, который введен
Единый тарифно-квалификационный справочник применяют для:
1. Присвоения тарифных разрядов рабочим и служащим (по принципу чем сложнее работа, тем выше разряд, статья 143 Трудового кодекса РФ);
2. Определения заработной платы госслужащих (статья 144 Трудового кодекса РФ);
3. Тарификации и учета профессий, по которым предусмотрены льготы и компенсации государства (статья 57 Трудового кодекса РФ).
Конечно, не только государственные структуры должны применять ЕТКС. Коммерческие организации должны использовать справочник профессий в своих целях.
Во-первых, с помощью справочника очень удобно прописывать должностные инструкции работников, т.к. в ЕТКС полностью описана профессия, что должен делать работник, какими знаниями и умениями должен владеть и т.д.
Во-вторых, руководителю предприятия очень удобно «раздать» квалификации всем сотрудникам, и выстроить на своем предприятии систему оплаты труда, исходя из квалификационного уровня каждого работника.
В-третьих, с помощью ЕТКС можно выстраивать трудовые отношения с государством, обосновывать перечисление налогов, получение гос. субсидий и проч.
Специалисту по охране труда ЕТКС нужен для того, чтобы привести свою должность в соответствие с законодательством РФ.
Как мы уже сказали, ЕТКС (ЕКС, ЕКСД) специалиста по охране труда – это нормативный документ, который представлен
ЕТКС специалиста по охране труда состоит из разделов:
В 1 разделе
представлены общие сведения.
Во 2 разделе
представлена информация, касающаяся должностей руководителя и специалиста по охране труда. В разделе указаны правильное наименование должностей, должностные обязанности руководителя и специалиста по ОТ, какими знаниями, умениями должен обладать человек, занимающую должность специалиста или руководителя по ОТ и какие требования выполнять.
Что же должен сделать специалист по охране труда в соответствии с ЕТКС?
В первую очередь специалист по охране труда должен переделать свою должностную инструкцию и переоформить свой договор с организацией согласно новым требованиям, внести изменения в штатное расписание и проч. Так, если раньше профессия по охране труда называлась «Инженер по охране труда», то сейчас, профессия должна называется согласно требованиям ЕТКС «Руководитель службы охраны труда», либо «Специалист по охране труда», Других названий профессий и в т. ч. ЕТКС «Инженер по охране труда» или ЕТКС «Инженер по промышленной безопасности» — не существуют! (Приказ Минтруда РФ от 15.05.2013 № 205).
Также необходимо обратить особое внимание на тот факт, что изменились некоторые функции специалиста по охране труда, и самое главное, появились новые требования к профессии.
Так, к должности руководителя службы охраны труда предъявляются требования к образованию. Чтобы работать в этой должности руководителя службы ОТ, необходимо иметь , либо любое высшее образование вместе с , при этом руководитель службы охраны труда должен иметь пятилетний стаж работы в этой области.
К должности специалиста по охране труда предъявляются такие же требования к образованию. Для специалиста по ОТ необходимо иметь высшее образование по охране труда. И в случае отсутствия такого, допускается переподготовка при наличии среднего образования (действует для специалиста по охране труда, у которого нет категории).
В связи с тем, что согласно ТК РФ, с 01.07.2016 г. вступает в силу и является обязательным к применению (действует) профессиональный стандарт специалист по охране труда , специалисты по ОТ задают вопрос о том, чем в свой деятельности руководствоваться ЕТКС или профстандартами?
Постараемся ответить на этот вопрос.
Сейчас ЕТКС и профстандарты являются действующими нормативными документами, которые надо применять в своей деятельности специалисту по охране труда. Достаточно изучить в котором Минтруд ссылается на ЕТКС и профессиональные стандарты, как основополагающие документы.
Несмотря на то, что два документа имеют разную структуру, информация, изложенная в обоих документах практически идентична. Получается, профстандарты наиболее приближены к справочникам и содержат более конкретизированную информацию. Почему так происходит?
На наш взгляд это происходит потому, что государство хочет со временем объединить два справочника ЕТКС и ЕКС и прийти к одному стандарту, чтобы создать единый унифицированный справочник с единой классификацией с еще более расширенной информацией. Т.е. все справочники профессий постепенно заменять профстандартами.
Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих ЕТКС содержит 8 разрядную шкалу оценки. Для единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС) – шкала может быть своя, в зависимости от профессии. Что же касается профстандартов, то там применяется единая 9-ти разрядная шкала уровня квалификации для всех без исключения профессий.
Поэтому, профстандарты более унифицированы, и позволяют сравнить уровень квалификации специалиста по охране труда с уровнем квалификации любой другой профессии.
Например, согласно ЕТКС «Специалист по охране труда 2019 г.», профессия специалист по охране труда квалифицируется на «Специалиста», «Специалиста 2 разряда», «Специалиста 1 разряда» и «Начальника службы охраны труда». Исходя из этого, нельзя сравнить уровень специалиста по охране труда с уровнем любой другой профессией, т.к. данная квалификация применяется только для специалистов в области охраны труда.