Платежные системы. Ипотека. Калькуляторы. Банки. Яндекс Деньги. WebManey. Общая информация

Платежные системы. Ипотека. Калькуляторы. Банки. Яндекс Деньги. WebManey. Общая информация

» » Презентация к уроку "Вода-растворитель. Работа воды в природе" презентация к уроку по биологии (5 класс). Презентация по химии "растворы и процесс растворения" Выражение концентраций растворов

Презентация к уроку "Вода-растворитель. Работа воды в природе" презентация к уроку по биологии (5 класс). Презентация по химии "растворы и процесс растворения" Выражение концентраций растворов

В презентации «Вода. Растворы» представлен в полном объеме весь программный и дополнительный материал по теме «Вода. Растворы» в виде текстов, химических уравнений, схем, таблиц, рисунков, фото.

Наглядность, научность, системность, доступность в изложении материала в презентации дает возможность быстро и легко понять и усвоить содержание темы, систематизировать знания.

Презентация «Вода. Растворы» может быть использована на уроках химии при объяснении нового и повторении пройденного материала; при проверке знаний, умений и навыков у учащихся по теме «Вода. Растворы».

Презентация может быть использована учителем так же, как учебное электронное тематическое пособие, и во внеурочной работе - на занятиях дополнительного образования, спецкурсах и кружках, индивидуальных занятиях с учащимися; учащимися – при дистанционном обучении химии, при выполнении домашних заданий, самопроверке своих знаний по теме «Вода. Растворы», при подготовке к контрольным и практическим работам, а также - к ОГЭ и ЕГЭ.

Презентация «Вода. Растворы» предоставляет учителю возможность активизировать процесс обучения учащихся; дает большую возможность самостоятельного получения учащимися как программного, так и дополнительного объема знаний по теме, способствуя тем самым развитию их познавательных и аналитических способностей.

Тему «Вода. Растворы» учитель с учащимися может изучить на 4-5 уроках-семинарах с проведением лабораторных опытов, практической работы, показом видеофрагментов и (или) демонстрационных опытов, эффективно используя при этом материалы презентации.

С этой целью учитель предлагает учащимся самостоятельно, используя материалы презентации и других информационных источников, изучить дома конкретный материал по выбранному вопросу (вопросам), и обсудить его (их) совместно с классом и учителем на семинаре.

Вопросы к урокам-семинарам:

  • Качественный и количественный состав воды (Слайды 15, 16)
  • Решение расчетных задач по теме «Вода» (17, 18)
  • Особенности строения воды (19, 24)
  • Вода в природе. Физические ее свойства. Разновидности воды и льда (9-14, 28, 44, 45, 30)
  • Уникальные свойства воды. Причины особых свойств воды (46-57)
  • Химические свойства воды (57- 67)
  • Экология воды. Возможные пути решения экологических проблем (93-109)
  • Проблемы пресной воды. Перспективы их разрешения (110 -114)
  • Роль воды в возникновении жизни на Земле. Биологическое значение воды для всего живого на Земле (83-92; 71-73)
  • Планетарное значение Мирового океана (69)
  • Использование воды в практической деятельности человека (78-80)
  • Понятие о растворах. Классификация растворов по растворимости веществ в воде, степени их насыщенности и концентрации веществ в растворах (115)
  • Растворимость веществ. Кривые растворимости. Способы выражения концентрации веществ (массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация) (120-129)
  • Решение расчетных задач по темам:
    а) «Растворимость веществ»;
    б) «Массовая доля растворенного вещества»;
    в) «Молярная концентрация» (130-135)
  • Использование растворов в практической деятельности человека (117-119)
  • Подготовка к ПР (практической работе) «Вода. Растворы» (136-145)

В соответствии с предложенными темами класс разбивается на группы, каждая из которых готовит вопросы и материал к изложению или обсуждению на уроке. Учитель предлагает учащимся для подготовки к семинару использовать соответствующие разделы учебника, презентацию «Вода. Растворы», Интернет-сеть.

Наиболее сложные, интересные и проблемные вопросы обсуждаются всем классом: процесс обучения вследствие чего активизируется.

На семинарах под руководством учителя необходимо рассмотреть наиболее значимые и трудные вопросы - № 2, 3 4, 5, 6,7, 8, 10,11, 12, 14.

При этом важно или необходимо:

  • Установить причинно-следственную связь между строением воды и ее особыми свойствами
  • Рассмотреть химические свойства воды
  • Особо отметить биологическое значение воды и планетарное значение Мирового океана
  • Обозначить экологические проблемы воды и возможности их разрешения
  • Рассмотреть вопрос классификации растворов
  • Рассмотреть из предложенных автором презентации образцов решения расчетных задач по теме «Вода. Растворы» (на вычисления по химическим формулам и уравнениям; на растворимость веществ, молярную концентрацию растворов, массовую долю растворенного вещества) наиболее сложные для учащихся
  • Подготовить учащихся к выполнению практической работы «Вода. Растворы» (необходимо обсудить ход ее работы, ознакомить учащихся с методикой выполнения практической части работы, изучить вопросы техники безопасности в работе, познакомить учащихся с требованиями по оформлению практической работы)

На уроках-семинарах учитель в целом корректирует работу учеников, показывает демонстрационные опыты, видеофрагменты, знакомит учащихся с приемами правильного и безопасного обращении с лабораторным оборудованием и посудой с целью подготовки учащихся к выполнению практической работы.

Для проверки или самопроверки знаний по теме учитель или учащиеся могут использовать материалы «Вопросника» в «Приложении» презентации «Вода. Растворы».

Наличие такого электронного учебного пособия, как презентация «Вода. Растворы» дает возможность ученикам повысить заинтересованность учащихся в изучаемом материале, добиваться более высоких результатов в обучении по данной теме; сократить время учителя на подготовку к урокам.

Презентация имеет наглядное оформление; в ней используются эффекты анимации.

Разработанные автором данной статьи практические задания к практической работе, также, как и расчетные задачи к теме «Вода. Растворы», вопросы к урокам-семинарам и «Вопросник» для проверки и самопроверки знаний у учащихся по теме «Вода. Растворы» были апробированы учителем на практике с положительными результатами.

Презентация «Вода. Растворы» апробирована учителем и учениками не только на уроках химии, но и на занятиях дополнительного образования: с ее помощью были достигнуты более высокие результаты по качеству знаний у учащихся при изучении темы «Вода. Растворы».

«Вопросник» в «Приложении» презентации «Вода. Растворы» (с гиперссылками на слайды)

1. Как экспериментально можно подтвердить качественный и количественный состав воды? 15, 16

2. Какие особенности в строении молекулы воды вы знаете? 19, 20

3. Какие особенности строения воды как вещества вы можете отметить? 21 – 24

4. Какие уникальные свойства воды вам известны? 46 – 57

5. Почему лед легче воды? 48, 22, 27

6. Почему зимой водоемы не промерзают до дна? 48

7. За счет чего вода поддерживает определенный климат на Земле, в частности, его температурный режим? 49

8. Почему вода стала определяющим фактором в выработке теплокровности в мире живой природы в ходе биологической эволюции на Земле? 50

9. Почему на морозе стеклянная тара, наполненная водой, растрескивается? 28

10. Какие разновидности молекул воды вам известны? 30; 31–43 (фото)

11. Какую воду называют тяжелой? 44–45

12. Какую воду называют серебряной? Какими примечательными свойствами она обладает? 56

13. Перечислите с какими веществами может реагировать вода? 57–65

14. С какими металлами вода реагирует при обычных условиях? Приведите примеры 57

15. С какими металлами вода реагирует только при нагревании? Приведите примеры 57

16. С какими металлами вода не реагирует даже при нагревании? Приведите примеры 57

17. Известны ли вам реакции воды с неметаллами. Приведите примеры 58

18. Каково отношение воды к оксидам металлов? Приведите примеры 59

19. Каково отношение воды к оксидам неметаллов? Приведите примеры 60

20. Почему вода бесценна для всего живого на Земле? 69–72

21. Каково планетарное значение воды? (Возникновение жизни на Земле, фотосинтез, круговорот веществ в природе, поддержание определенного климата на Земле) 67–68

22. Какое значение имеет вода в практической деятельности человека? 76–79

23. В чем заключаются мировые экологические проблемы, связанные с водой? Можете ли вы обозначить пути их разрешения? 91 – 97

24. Почему воду надо экономить? Почему потребление пресной воды постепенно становится уже глобальной проблемой человечества? Имеет ли эта проблема возможности к разрешению ее? 107–108

25. Что вы понимаете под растворами? 112

26. Какой информацией вы располагаете о классификации растворов? 112

28. Какие способы выражения концентрации веществ в растворах вам известны? Какова суть каждого способа? 128–129; 133

29. Какие природные растворы наиболее значимы для человека? 113

30. Какое значение имеют растворы в практической деятельности человека? 114–116

1 слайд

2 слайд

Растворы (дисперсные системы) Растворы – это физико-химические дисперсные системы состоящие из двух или более компонентов.

3 слайд

Дисперсная система, фаза, среда В растворах частицы одного вещества равномерно распределены в другом веществе, возникает дисперсная система. Растворенное вещество называется дисперсной фазой, а веще ство, в котором распределена дисперсная фаза, - дисперсионной средой(растворитель).

4 слайд

По величине частиц дисперсной фазы растворы разделяют на: Грубодисперсные системы(взвеси) – это гетерогенные системы (неоднородные). Размеры частиц этой фазы от 10⁻⁵ до 10⁻⁷м. Не устойчивы и видны невооруженным глазом (суспензии, эмульсии, пены, порошки).

5 слайд

По величине частиц дисперсной фазы растворы разделяют на: Коллоидные растворы(тонкодисперсные системы или золи) – это микрогетерогенные системы. Размер частиц от 10⁻⁷ до 10⁻⁹м. Частицы уже не видны невооруженным глазом, но система не устойчивая. В зависимости от природы дисперсионной среды золи называют гидрозолями – дисперсионная среда – жидкость, аэрозолями – дисперсионная среда воздух.

6 слайд

По величине частиц дисперсной фазы растворы разделяют на: Истинные растворы (молекулярнодисперсные и ионнодисперсные системы). Они не видны невооруженным глазом. Размеры частиц составляют 10ˉ8 см, т.е. равны размерам молекул и ионов. В таких системах гетерогенность исчезает - системы становятся гомогенными и устойчивыми, образуются истинные растворы. К ним относятся растворы сахара, спирта, неэлектролитов, электролитов и слабых электролитов.

7 слайд

Растворимость Растворимость – способность данного вещества растворятся в данном растворителе и при данных условиях. Растворимость зависит от нескольких факторов: от природы растворителя и растворенного вещества; от температуры; от давления. Если молекулы растворителя неполярны или малополярны, то этот растворитель будет хорошо растворять вещества с неполярными молекулами. Хуже будет растворять с большей полярностью. И практически не будет с ионным типом связи.

8 слайд

Растворимость К полярным растворителям относят воду и глицерин. К малополярным спирт и ацетон. К неполярным хлороформ, эфир, жиры, масла.

9 слайд

Растворимость газов Растворимость газов в жидкостях увеличивается с повышением давления и понижением температуры. При нагревании растворимость газов уменьшается, а кипячением можно полностью добиться освобождения раствора от газа. Газы лучше растворимы в неполярных растворителях.

10 слайд

Растворимость жидкости Растворимость жидкости в жидкости увеличивается с повышением температуры и практически не зависти от давления. В системах жидкость-жидкость, когда имеет место ограниченную растворимость 1 жидкости во 2 и 2 в 1, наблюдается расслаивание. При повышении температуры растворимость возрастает и при некоторых температурах происходит полное взаимное растворение этих жидкостей. Эта температура называется критичной температурой растворения и выше нее расслаивание не наблюдается.

11 слайд

Растворимость твердых веществ Растворимость твердых веществ в жидкостях мало зависит от температуры и не зависти от давления. Жидкость является растворителем, может растворять вещества до тех пор пока не достигается определенная концентрация, которая не может быть увеличена, как бы долго не происходил контакт между растворителем и растворенным веществом. Достижение таким образом равновесия, раствор называется насыщенным.

12 слайд

Раствор, в котором концентрация растворенного вещества меньше, чем в насыщенном растворе, и в котором при данных условиях можно растворить еще некоторое его количество, называется ненасыщенным раствором. Раствор, содержащий при данных условиях больше растворённого вещества, чем в насыщенном растворе, избыток вещества легко выпадает в осадок, называется пересыщенным раствором.

13 слайд

Гидратная теория Менделеева К концу 19 века сформировались 2 противоположные точки зрения на природу раствора: физическая и химическая Физическая теория рассматривала растворы, как смеси образовавшиеся в результате дробления растворимого вещества в среде растворителя без химического воздействия между ними. Химическая теория рассматривала процесс образования растворов, как химическое взаимодействие молекул растворяемого вещества и молекул растворителя.

14 слайд

Гидратная теория Менделеева Молекулы жидкого растворителя вступают в сольватацию взаимодействия с молекулами растворенного вещества имеющего кристаллическую решетку. Сольватация – процесс взаимодействия молекул растворителя и растворяемого вещества. Сольватация в водных растворах называется гидратацией. Образующиеся в результате сольватации молекулярные агрегаты называются сольватами (в случае воды гидратами). В отличие от сольвиоза объединение однородных частиц в растворе называют ассоциацией.


Это гомогенные (однородные) системы, состоящие из двух и более компонентов и продуктов их взаимодействия.

Точное определение раствора (1887 год Д.И.Менделеев)

Раствор – гомогенная (однородная) система, состоящая из

частиц растворенного

вещества, растворителя

и продуктов

их взаимодействия.










Растворы подразделяются:

  • Молекулярные – водные растворы неэлектролитов

(спиртовой раствор йода, раствор глюкозы).

  • Молекулярно-ионные – растворы слабых электролитов

(азотистая и угольная кислоты, аммиачная вода).

3. Ионные растворы – растворы электролитов.



1г Практически Нерастворимые S" width="640"

Растворимость –

свойство вещества растворяться в воде или другом растворе.

Коэффициент растворимости (S) – максимальное число г вещества, которое может раствориться в 100г растворителя при данной температуре.

Вещества.

Мало растворимые

S =0,01 – 1 г

Хорошо растворимые

Практически Нерастворимые

S


Влияние различных факторов на растворимость.

Температура

Давление

Растворимость

Природа растворенных веществ

Природа растворителя




Растворимость жидкостей в жидкостях очень сложным образом зависит от их природы.

Можно выделить три типа жидкостей, различающихся способностью к взаимному растворению.

  • Практически несмешиваемые жидкости, т. е. не способные к образованию взаимных растворов (например, Н 2 0 и Hg, Н 2 0 и С 6 Н 6).

2) Жидкости, смешиваемые в любых соотношениях, т. е. с неограниченной взаимной растворимостью (например, Н 2 0 и С 2 Н 5 ОН, Н 2 0 и СН 3 СООН).

3) Жидкости с ограниченной взаимной растворимостью (Н 2 0 и С 2 Н 5 ОС 2 Н 5 , Н 2 0 и C 6 H 5 NH 2).






Существенное влияние давление оказывает лишь на растворимость газов.

Причем если между газом и растворителем не возникает химического взаимодействия, то согласно

закона Генри растворимость газа при постоянной температуре прямо пропорциональна его давлению над раствором



Способы выражения состава растворов 1. доли 2. Концентрации


Массовая доля растворенного вещества в растворе – отношение массы растворенного вещества к массе раствора. (доли единицы/ проценты)




Концентрация раствора


Молярность - число молей растворенного вещества в 1 л раствора.

ʋ - количество вещества (моль);

V – объем раствора (л);



Эквивалентная концентрация (нормальность) – число эквивалентов растворенного вещества в 1л раствора.

ʋ экв. - количество эквивалентов;

V – объём раствора, л.


Выражение концентраций растворов.

Моляльная концентрация (моляльность) – число молей растворенного вещества на 1000 г растворителя.

«Массовая доля вещества» - Плотность. Обозначают Vm . Мср = ?1 M1 + ?2 M2 + ?3 M3 + … объемная доля? = V1 / Vобщ. Обозначается w. Рассчитывается в долях или процентах. Молярная концентрация: с (в-ва) = n(в-ва) / Vсистемы в моль/л. Относительная плотность рассчитывается в относительных единицах.). Плотность любого вещества рассчитывается по формуле? = m/V, измеряется обычно в г/мл или в г/л.

«Ферромагнитная жидкость» - Ферромагнитная жидкость – «умная» жидкость. Применение: преобразование энергии колебательного движения в электрическую. Видео. МАОУ Сибирский лицей. “Меня вдохновляет сама жизнь, сама природа. Применение: электронные устройства. Ферромагнитная жидкость способна снижать трение. Применение: магнитная сепарация руд.

«Магнитные свойства вещества» - Ферриты обладают высоким значениями намагниченности и температурами Кюри. где – коэффициент пропорциональности, характеризующий магнитные свойства вещества и называемый магнитной восприимчивостью среды. У некоторых материалов магнитные свойства сохраняются и в отсутствие внешнего магнитного поля. Магнитный момент электрона и атома Атом во внешнем магнитном поле.

«Строение вещества молекулы» - CH3OH + HBr. CH3?CH2?NO2. Взаимное влияние атомов в молекулах на примере анилина. + 2Na. CH3OH + NaOH. С2н6. CH4. HC?C?CH2?CH3. Структурная. Изомеры -. 2-е положение. Теория химического строения А.М. Бутлерова. Увеличение основных свойств.

«Дисперсные системы» - Аэрозоли. По агрегатному состоянию дисперсионной среды и дисперсной фазы. Дисперсионная среда: Студенистые осадки, образующиеся при коагуляции золей. Нажмите любую клавишу. Гели. Природная вода всегда содержит растворённые вещества. Классификация дисперсных систем. Растворы. Дисперсная фаза: Суспензии.

«Чистые вещества и смеси» - 1. Смесью являются: ? Выводы: Какие бывают смеси? Фильтрование. Фосфат кальция. Чистые вещества и смеси. ZnO, ZnCl2, H2O. SO3, MgO, CuO. Чистое вещество обладает постоянными физическими свойствами (tкип, tплав, ? и др.). Перегонка (дистилляция). Способы разделения смесей. Какими способами можно разделить смеси?

Всего в теме 14 презентаций

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема: ВОДА – растворитель. Растворимые и нерастворимые в воде вещества. . Познание мира

Задачи: 1. совершенствовать знания о воде, о ее значении; 2. показать на опытах, какие вещества растворяются и не растворяются; 3. подвести к выводу о значении воды для живой природы; 4. совершенствовать навыки анализа и обобщения учащимися полученных знаний; 5. воспитание бережного отношения к воде. 6. Умение работать в сотрудничестве; Цель: Познакомить со свойством воды – растворимость;

Отгадай загадку ВОДА Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу! ВОДА

Свойства воды 1. Прозрачна 2. Бесцветна 3. Без запаха 4. Вода течёт. (свойство – текучесть) 5 . Без формы

Вода в природе может находиться в трёх состояниях Жидкое Твёрдое Газообразное вода рек, океанов, морей дождь роса град лёд снег иней пар

Песок Сахар Глина Соль

Мы привыкли, что вода - Наша спутница всегда. Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться. Смею я вам доложить, Без нее нам не прожить. Роль воды в природе

Люди, берегите воду!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вода. методы определения состава воды.Вода в природе, способы ее очистки.

Разработка урока химии в 8 классе, для учащихся обучающихся по программе Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г. материал урока включает элементы исследовательской деятельности учащихся. к уроку разработ...

В презентации сделано введение в тему урока, собран интересный дополнительный материал по теме, тест по изученному материалу....

Внеклассное мероприятие "Вода. Вода. Кругом вода..."

Цель мероприятия: повысить уровень информированности учащихся 8-ых классов в вопросе защиты воды как важнейшего природного источника жизнеобеспечения человека. Информация о значении воды, содержании е...