Платежные системы. Ипотека. Калькуляторы. Банки. Яндекс Деньги. WebManey. Общая информация

Платежные системы. Ипотека. Калькуляторы. Банки. Яндекс Деньги. WebManey. Общая информация

» » Энциклопедия маркетинга. Как открыть свой учебный центр Как создать центр образования

Энциклопедия маркетинга. Как открыть свой учебный центр Как создать центр образования

Воспользуйтесь комплексом решений по массовому поиску и подбору персонала в одной услуге. Когда компании предстоит за небольшой срок набрать большое количество специалистов, привычная тактика рекрутинга оказывается бессильной. Рекадро представляет кандидатов уже со второго дня работы, организуя поток входящих кандидатов до 50 человек в день .

12% годового дохода специалиста...

  • Подбор / Executive search

    Рекрутмент. Подбор персонала.

    Качественный отбор. Собеседуйте тех, кем останетесь довольны. Вы экономите время, если общаетесь с кандидатами, которых мы уже подобрали для вас. По статистике - 95% кандидатов, которых мы рекомендуем клиенту, приглашают на собеседование, а 98% кандидатов проходят испытательный срок.

    15% годового дохода специалиста при под...

  • Обучение и развитие

    Тренинг-турнир «Сложные переговоры»

    Тренинг проводится в формате переговорного турнира – большого количества азартных и эмоциональных переговорных «схваток». Очень много живой «адреналиновой» практики. Участники получают моментальную обратную связь и рекомендации от тренера, «секундантов» и «жюри», видят свои ошибки и могут сразу «переиграть» ситуацию, изменив своё поведение.

    от 90 000 рублей

  • Обучение и развитие / Мобильное обучение

    Skillary — платформа мобильного обучения для роста бизнес-показателей

    Насколько вырастут продажи в вашем бизнесе, если каждый сотрудник начнет продавать на уровне тройки лучших? С нами вы без труда создадите видеобиблиотеку лучших практик от самых успешных сотрудников и обучите этому всех остальных!

    от 12 000 рублей в месяц

  • Обучение и развитие

    «Отдел продаж как автомат Калашникова: как продавать без скидок и откатов»

    Почему способных продавцов находить трудно, а терять - страшно? Почему они звонят только постоянным клиентам, а поток новых - иссяк? Почему дорогой тренинг был бесполезен, а внедрение CRM заглохло из-за сопротивления сотрудников? В конце концов, Почему, увольняясь, продавец «увёл» и клиентов? Да потому что ваш отдел продаж организован по устаревшим принципам прошлого столетия

    от 90 000 рублей

  • Обучение и развитие / Тренинги и семинары

    Техника продаж в торговом зале

    Тренировать продавцов розничной сети полезно всегда! Польза от тренингов есть и для новичков, и для "старичков"! Однажды мне довелось участвовать в эксперименте среди продавцов "звездного" магазина М.Видео, где средний стаж продавца был 3,5 года в данном точке, и это сказалось на рейтинге магазина в отрицательную сторону. А все потому, что обучение по продажам они проходили только один раз - при приеме на работу! Эксперимент заключался в том, чтобы проводить раз в неделю перед началом работы часовой блок по технологии продаж, и результатом стал взлет в рейтинге на 3-4 пункта вверх еженедельно!

  • Как открыть учебный центр - от идеи до запуска

    Времена глобальных перемен всегда предоставляют дополнительные возможности для людей, которые умеют нестандартно мыслить и видят перспективы там, где остальные сходят с дистанции, отступают перед трудностями. Одной из таких возможностей является создание учебного центра, который будет предоставлять услуги по обучению дополнительным видам деятельности население и показывать широкие горизонты в новых условиях жизни.

    Организация учебного центра

    Для организации такого дела необходимо иметь статус юридического лица. D зависимости от планируемых масштабов выбираются виды деятельности предприятия. Если в штате будут числиться постоянные преподаватели, то необходимо получить сертификат на деятельность учебного заведения, что повлечет за собой лишние траты и задержки времени на выполнение бюрократических процедур. Проще в процессе открытия предприятия будет указать, как вид деятельность «консалтинговые услуги», «помощь в проведении и организации мероприятий» или другие обтекаемые формулировки КВЕД. И работать с несколькими независимыми тренерами или преподавателями по соглашению.

    Начиная такой бизнес, необходимо хорошо себе представлять соотношение спроса и предложения на предоставление подобных услуг. Что означает, иметь четкое понимание о том, откуда будут приходить люди, заинтересованные в обучении и заранее определиться с предполагаемым тренерским составом: преподавателями, психологами, коуч-тренерами или ведущими семинаров и т.п. Лучше всего для рентабельности учебного центра, такой вид деятельности совмещать с руководящей должностью в какой-либо сетевой компании или, вращаясь в среде людей, жаждущих профессионального, духовного и финансового роста. Это позволит на первых порах иметь минимальное количество будущих слушателей и обеспечить необходимую рекламу предприятию.

    Рентабельность деятельности учебного центра просчитать заранее невозможно. Доходы будут прямо зависеть от объемов проводимых занятий, стоимости за обучение и расходов на поддержание работы центра.
    Расходная часть состоит из следующих статей:
    -арендная плата или разовая выкупная стоимость помещения и затраты на его содержание;
    - оплата за коммунальные услуги и телекоммуникационные каналы связи;
    - стоимость необходимой мебели, оборудования и аппаратуры;
    -заработная плата сотрудников и обучающего персонала;
    - затраты на рекламу.
    Требования к помещению учебного центра

    Арендная плата за помещение учебного центра или его выкупная стоимость может варьироваться в широких пределах. Это зависит от места расположения здания и внутреннего состояния помещений.

    Площадь заведения рассчитывается исходя из планируемой насыщенности графика занятий и количества слушателей. В учебном центре обязательно должна быть общая комната, где находиться рабочее место администратора и выходы в два и более изолированных учебных помещения. Классы для занятий лучше всего оформлять так, чтобы они легко трансформировалось в зал для конференций, обстановка должна быть мобильной. Желательно оборудовать зал проектором, рабочим местом преподавателя с возможностью установить компьютер, доской или флип-чартом. Если планируется проведение компьютерных курсов или обучение работы с 1:С, необходимо оборудовать компьютерный класс, где установить не менее 5 ПК.

    На увеличение посещаемости сильно влияет расположение центра вблизи от транспортных коммуникаций. Еще стоит помнить, что учебный центр, который расположен в жилом доме, может в дальнейшем вызвать негативное отношение жителей. Это связано с возможностью проведения семинаров в нерабочее время. Такие мероприятия часто затягиваются допоздна и сопровождаются бурным обменом эмоций слушателей.

    Если в наличии имеется собственное, подходящее помещение, расходы существенно уменьшатся.

    Также стоит заранее подумать о питании будущих абитуриентов. При отсутствии по близости кафе, столовой или магазина, стоит установить в здании учебного центра хотя бы кофе аппарат или оборудовать специальное помещение для кофе-пауз.

    Штат учебного центра

    В штате кроме постоянных, или работающих по совместительству, преподавателей обязательно должен быть администратор, бухгалтер, разнорабочий, уборщица. При небольших объемах некоторые должности можно совмещать. А функции постоянных уборщицы и разнорабочего (электрик, сантехник, слесарь) можно возложить на соответствующие службы, к которым обращаться по необходимости.

    Ключевой фигурой учебного центра является администратор, который должен постоянно находиться на территории, давать консультации и осуществлять всю организационную работу центра. Кроме того, реклама и маркетинговые исследования тоже ложатся на плечи этого работника. Поэтому к кандидатурам на должность администратора предъявляют особенные требования. Это должен быть коммуникабельный, креативный, ответственный человек. Опыт работы в МЛМ структурах для администратора учебного центра послужит отличную службу.

    Заработная плата сотрудников , для увеличения рентабельности центра и заинтересованности в притоке новых слушателей, должна быть гибкой. Состоять из четко определенного оклада и премиального процента, который зависит от количества учеников.

    Способы продвижения учебного центра

    Маркетинговая политика центра зависит от выбранного направления деятельности.

    Основными видами деятельности могут быть:
    - специализация на различных курсах повышения квалификации и переподготовки кадров, обучение новым профессиям;
    - различные вспомогательные курсы, ориентированные на детскую и юношескую аудиторию;
    - проведение семинаров на тематику личностного роста;
    - сдача в аренду площадей для проведения различных мероприятий.

    При ориентации на профессиональную подготовку имеет смысл заключать договор сотрудничества с центрами занятости и крупными предприятиями, нуждающимися в профессиональном росте сотрудников.

    При акценте деятельности учебного центра на детской специализации можно дать рекламу в средствах массовой информации и раздавать листовки в местах скопления родителей. например, в Домах творчества.

    Как показывает практика, самая продуктивная реклама деятельности в области духовного и финансового роста – это личный пример и выступление людей, которые прошли такого рода обучение. Поэтому при этой специализации учебного центра маркетинговые мероприятия можно ограничить проведением информационных встреч.

    Информацию о сдаваемых в аренду учебных площадях и конференцзала можно размещать в различных печатных изданиях и интернет ресурсах, ориентированных на предпринимателей.

    Для оптимального использования площадей учебного центра и скорейшей окупаемости вложений лучше совмещать несколько направлений видов деятельности. В любом случае, ожидать быстрых и больших доходов от деятельности предприятия не стоит. Такой бизнес сможет приносить прибыли через некоторое время, которое понадобится на его становление. Но, при правильной организации дела и увлеченности своим занятием, учебный центр может стать для своего хозяина источником прибылей, привнесет новые, интересные события в жизнь и поможет завести полезные знакомства.

    Множество людей по ходу своей жизни переучивается на другие специальности, так как у них появляется возможность заработка в какой-то сфере. Перед открытием своего учебного центра вам потребуется определиться с теми специальностями и курсами, которые у вас будут преподаваться.

    Для людей, которые не могут найти работу по специальности, а также для тех, кто хочет приобрести новые знания, небольшие учебные центры являются хорошим выходом из ситуации, когда работа нужна срочно, а долгие годы тратить на обучение поздно или не по средствам. Краткосрочные курсы позволяют таким людям приобрести основы знаний по предмету или освоить, смежную с основной, специальность. Указанные обстоятельства делают услуги таких небольших учебных центров весьма востребованными, а, следовательно, и деятельность этих учебных заведений способна приносить своим владельцам довольно ощутимые доходы.

    Для оптимального использования площадей учебного центра и скорейшей окупаемости вложений лучше совмещать несколько направлений видов деятельности. В любом случае, ожидать быстрых и больших доходов от деятельности предприятия не стоит. Такой бизнес сможет приносить прибыли через некоторое время, которое понадобится на его становление. Но, при правильной организации дела и увлеченности своим занятием, учебный центр может стать для своего хозяина источником прибылей, привнесет новые, интересные события в жизнь и поможет завести полезные знакомства.

    В перечень документов для лицензирования бизнеса учебного центра входят:

    Заявление с указанием образовательных программ;
    - сведения об укомплектованности и достаточности преподавательского персонала для обучения заявленного количества обучаемых;
    - сведения о наличии подобающего ведению образовательной деятельности помещения;
    - сведения об обеспеченности заведения учебно-методической литературой по каждой из заявленных программ и материально-техническом оснащении;
    - сведения о педагогических работниках, которые будут курировать соответствующие образовательные программы;
    - сведения об учредителях и регистрации учебного центра в качестве негосударственного образовательного учреждения.

    Поданные документы рассматриваются лицензирующим органом в течение одного месяца, по истечении которого принимается решение о предоставлении лицензии либо об отказе в выдаче лицензии.

    В бюджете на открытие и функционирование учебного центра будут присутствовать следующие статьи расхода:

    Создание и открытие учебного центра.
    - Лицензирование.
    - Разработка программ обучения, выпуск обучающих пособий, методичек, презентаций и т. д.
    - Создание обучающего сайта.
    - Создание материально-технической базы.
    - Поддержка и развитие учебного центра.
    - Аренда.
    - Оплата преподавателям и персоналу.
    - Продвижение учебного центра.
    - Добавление в лицензию новых профессий.
    - Совершенствование материально-технической базы.
    - Поддержка обучающего сайта.
    - Создание и корректировка новых программ обучения.


    Минимальный комплект оборудования для учебного центра включает:

    Проектор - $1 тыс.

    10 компьютеров - порядка $3-3, 5 тыс.

    30 столов - $1 тыс.

    20 стульев - $500

    Шкаф - $100

    Факс - $100

    Ксерокс - $200

    Учебная литература - $500

    Итого: около $6,5 тыс.

    Инвестиции в открытие учебного центра площадью 200 м2, рассчитанного на обучение 100-150 человек в месяц, составляют порядка $13-15 тыс., срок окупаемости - 6-10 месяцев. Рентабельность вложений в среднем равна 30%.

    Доходы будут прямо зависеть от объемов проводимых занятий, стоимости за обучение и расходов на поддержание работы центра.

    Расходная часть состоит из следующих статей:

    Арендная плата или разовая выкупная стоимость помещения и затраты на его содержание;
    - оплата за коммунальные услуги и телекоммуникационные каналы связи;
    - стоимость необходимой мебели, оборудования и аппаратуры;
    -заработная плата сотрудников и обучающего персонала;
    - затраты на рекламу.

    Бизнес план учебного центра .

    Собственный учебный центр - современный вариант развития бизнеса. Это простое решение, которое потребует аренды помещения, подходящего под учебу, а также организации самого рабочего процесса. Но, прежде чем начать важно заняться мониторингом рынка.

    Для начала необходимо отметить, какие направления пользуются наибольшей популярностью, которых на рынке недостаточно и определиться с направлением. Так, сейчас существует тенденция к развитию языковых и различных программных курсов. И именно этими направлениями стоит заниматься.

    Важно добавить, что в детей родители чаще всего вкладывают больше. Поэтому, организовывая курсы необходимо выбрать направление, которое пригодится младшему поколению. Но, опять же важно просчитать наполненность отрасли.

    Выбираем преподавателей.

    Выбор хороших преподавателей станет ключевым решением в организации бизнеса. Так, желательно и самому браться за ведение уроков. А также подобрать команду специалистов. Их бывает сложно найти, ведь далеко не каждое направление развито на 100%. Особенно если речь идет про компьютерные курсы. Стоит позаботиться про то, чтобы персонал был относительно молодым, подойдет средний возраст. А также имел достаточный опыт как теоретических, так и практических навыков.

    Найти хороших преподавателей можно через интернет или попробовать подобрать среди уже состоявшихся преподавателей другого центра. Иногда люди, имеющие высокую квалификацию в определенной отрасли, стараются разнообразить выбранное направление для работы или достигают пика своей карьеры. И приходят к решению делиться своими знаниями. Именно такие категории лучше всего подходят для преподавания. И именно их необходимо найти. Всего для старта лучше подобрать 2-3 человека преподавательского состава. Чаще всего оплата для них почасовая.

    На выплаты заработной платы стоит подготовить не менее 5 тыс. $ в месяц.

    Помещение.

    Для работы и организации учебного процесса необходимо взять в аренду несколько помещений. Это могут быть офисы в бизнес-центре. Для этого берется несколько комнат на 1 этаже. Одна из них станет под административные нужды, а другие - местом преподавания. Сами комнаты должны иметь свежий ремонт, современную и удобную мебель. Стоит создать максимально рабочую атмосферу. Для это стены красить в оттенки коричневого, желтого или зеленого. Стоит также минимальное внимание уделить аксессуарам и предметам декора. Ведь, в помещении ничего не должно отвлекать от рабочего настроения. Помещение должно отвечать нормам безопасности, санитарии и иметь средства для пожарной безопасности.

    Требования к помещению учебного центра.

    Ежемесячный оборот учебного центра - на уровне $10-15 тыс.

    Основной канал привлечения новых учеников это реклама в печатных СМИ. Затраты на рекламу составляют примерно 10% с оборота, т.е. около 1000 долларов в месяц.

    Сам учебный центр должен находиться в оживленной части города. Важно, чтобы к нему было комфортно добраться как своем автомобиле, так и существующими средствами передвижения. Желательно сделать офис примечательным со стороны дороги.

    В зависимости от арендуемых площадей, а их должно быть не менее 30 квадратов, стоимость аренды составит около 1,2 тыс. $.

    Оборудование и оснащение учебного центра.

    В качестве оборудования необходимо купить такие приборы:

    1. Компьютеры (лучше стационарные с высокой мощностью) - от 600 $;
    2. Принтер - от 400 $;
    3. Ксерокс - от 350 $;
    4. Ламинатор - от 200 $;
    5. Телефоны - от 300 $.

    Компьютеры необходимо будет закупить в количестве не менее 12 единиц, особенно если обучение будет идти по программам. Именно поэтому вложения в бизнес можно назвать достаточно высокими. Выбирая все современные и мощные устройства необходимо вложить не менее 6 тыс. $.

    Из оснащения важно подготовить столы и стулья, а также доску и проектор для преподавания. В самом административном помещении стоит позаботиться про другие офисные предметы мебели. Такие, как тумбы, полки и другое.

    В среднем, для организации работы учебного центра необходимо вложить около 10 тыс. $.

    Важно создать хорошую рекламу в интернете, ведь именно там потенциальные клиенты ищут куры для себя. И первое впечатление складывается при хорошо оформленном сайте. Важно регулярно заниматься ресурсом и создавать все условия для его выгодного продвижения. Также стоит подготовить печатную продукцию. Это могут брошюры, каталоги, визитки и другая оформленная информация, которая может быть интересна как потенциальным, так и уже состоявшимся клиентам. Сам офис необходимо оформить с улицы визитками и указателями. Стоит арендовать баннер для продвижения своих услуг, можно организовать раздачу листовок непосредственно на улице, сделать временную акцию на первый взнос новым клиентам, а также подобрать выгодные условия для продления курсов.

    Основные затраты.

    В группу основных затрат будет входить следующее:

    1. Зарплата преподавателей - 5 тыс. $;
    2. Аренда помещение - от 1,2 тыс. $;
    3. Оборудование и оснащение - от 10 тыс. $;
    4. Реклама - от 1 тыс. $.

    Для создания собственного учебного центра необходимо собрать стартовый капитал в размере 20 тыс. $.

    Прибыль и период окупаемости.

    Ежемесячный доход учебного центра зависит от количества групп и продолжительности курсов. К примеру, если собрать по 2 группы для утренних и вечерних занятий. Их продолжительность будет составлять около 1,5 академических часа. Стоимость курса будет около 100 $, а заниматься будут 2 месяца. То при наполненности группы - 8-10 человек, месячный доход составит 4 тыс. $. Из них половина сразу уйдет преподавателям. А на долю компании останется всего 800 $. Этот вариант растянет период окупаемости на 1-2 года. Но, если сразу предложить несколько вариантов курсов и набрать не менее 6 групп в месяц, то период окупаемости пройдет за 5-6 месяцев.

    Клиенты и варианты развития.

    В зависимости от выбранного направления клиентами станут как взрослые люди, которые желают подтянуть себя в выбранном направлении. А также подростки или сами дети разного возраста. Стоит добавить, что для развития важно предлагать разные курсы и программы. А также проводить регулярный мониторинг рынка, что позволит подобрать варианты для новых предложений. Также стоит не забывать про идеи от зарубежных партнеров по данному направлению.

    По всем вопросам, возникшим при ознакомлении с этим документом прошу обращаться лично к Широкопояс Алексею Геннадьевичу, эксперту и аналитику журнала «Компетенции»

    Например: менеджер по продажам А желает занять позицию руководителя и зачисляется в КР на эту должность, как кандидат в руководители. Ему определяется опекаемый В из числа менее опытных сотрудников. Менеджер А становится неофициальным помощником (опекаемым) действующего руководителя С. Таким образом А проходит стажировку в качестве руководителя, а его руководитель С получает улучшение управляемости команды, менее опытный сотрудник В получает наставничество. В ЛКК всех троих делаются соответствующие записи о процессе профессионального развития через наставничество.

    Создание корпоративного учебного центра. Обучающие сотрудники

    Основа обучающего персонала Учебного Центра – тренеры, включая руководителя УЦ. Может сложиться так, что больше одного тренера не нужно. Потребное количество тренеров, их квалификация, устанавливается после окончательного определения объёма регулярных работ. На основании тренерской ДМК руководителем УЦ проводятся тренинг и супервизия тренеров, возможно получение обучения тренеров за пределами компании. Создание учебного центра компании подразумевает осваивание тренерами профильных тренингов и других методов обучения персонала. В ЛКК тренеров делается соответствующая запись.

    Учебный центр компании также подразумевает наличие дополнительного ресурса — института наставничества. Наставниками являются сотрудники, состоящие в КР. Выполняя свой основной функционал, они обучают на рабочем месте менее опытных сотрудников. Таким образом, они наращивают свой лидерский и профессиональный потенциал, совершенствуют опекаемого сотрудника и повышают общую управляемость подразделения. Предварительно наставники проходят тренинг наставничества в УЦ. Успешные наставники, но несоответствующие ДМК линейного руководителя, являются резервом для тренерского состава. О создании процедур наставничества читайте другие статьи автора, а также обращайтесь лично.

    Организация учебного центра в компании — курсы и методы обучения

    Обучение персонала (независимо от выбранных методов) должно происходить в соответствии с кадровой политикой компании и по принципу развития компетенций и не более. Обучение должно быть направлено на достижение соответствия сотрудником ДМК на оценку «отлично» по шкале маркеров настоящей должности или на оценку «удовлетворительно» запланированной ДМК согласно плана карьеры сотрудника. Отсюда вытекает, что создание учебных курсов для подготовки сотрудников различных должностей, основывается на их ДМК. Создание учебного центра подразумевает подготовку учебного содержания или заказ на его выполнение у аутсорсеров (можете обратиться к автору статьи).

    Полагаю, наиболее уместными в бизнес-обучении взрослых являются следующие составляющие:

    1. Тренинг.
    2. Наставничество.

    Остальные форматы обучения (например: лекция, семинар) не совсем подходят для обучения в корпоративном формате по причине низкой интенсивности и оторванности от бизнес-деятельности.

    Данные форматы обучения предполагаю использовать только в классическом исполнении. Тренинг профессиональных умений и знаний будет реализовываться по модели М.Форверга (для исполнителей, низшего и среднего мененджмента) и по американской модели (для среднего и топ — менеджмента). Наставничество по П.Я.Гальперину.

    Создание корпоративного учебного центра и ДМК

    ДМК – наблюдаемое поведение сотрудника по образованию прибавочной стоимости из приданных ему ресурсов компании.

    Отсюда следует, что соответствие ДМК является единственным и достаточным признаком годности к работе в соответствующей должности. Обладание собственной формализованной ДМК в компании обеспечивает следующие процессы:

    1. Оценка персонала — сравнение с помощью различных методов соответствия сотрудников ДМК.
    2. Обучение персонала — создание с помощью различных методов соответствия сотрудников ДМК.
    3. Отбор в КР — сравнение сотрудника с ДМК желаемой (и/или необходимой в интересах компании) должности.

    Таким образом, формализованная ДМК является главным документом для обучения и развития персонала компании. Она должна содержать маркеры определяющие уровень освоения компетентности в оценках от «неудовлетворительно» до «отлично». Формат ДМК должен позволять их кластировать между собой и с КМК. Глубина описания должна целиком отражать специфику и дифференцировать ДМК от любой другой компании.

    На основании ДМК создаются регламенты по оценке и обучению. Создание КМК и ДМК обычно заказывают аутсорсерам (можете обратиться к автору статьи).

    Учебный центр компании — порядок действий по созданию

    1. Разработка проекта по созданию Учебного Центра.
    2. Утверждение проекта создания Учебного Центра Директора по Персоналу, приказ Генерального Директора о создании Учебного Центра.
    3. Создание ДМК (торговый персонал и тренеры). Исследование принятых KPI на предмет выявления причинно-следственных связей с компетенциями. Создание статистического аппарата (о создании статистического аппарата позволяющего в режиме реального времени управлять процессами и компетенциями читайте в других статьях).
    4. Создание процедур оценки, на основании созданных ДМК.
    5. Проведение выборочных оценок для тестирования статистического аппарата.
    6. Создание на основании ДМК и результатов выборочных оценок учебного курсов (для новичков, постоянного состава, КР, тренеров).
    7. Представление на утверждение Директору по Персоналу стратегии обучения персонала, приказ Генерального Директора о плане обучения на 1 год.
    8. Обучение ведению и профильному содержанию штатных (и/или нештатных) тренеров (наставников) Учебного Центра компании.
    9. Начало функционирования Учебного Центра по обучению и оценке персонала компании.

    Учебный центр компании — несколько слов в заключение

    Решение данного кейса не следует воспринимать как полный и всеобъемлющий документ по созданию Учебного Центра. Этот документ является лишь выражением идеи бизнес–плана «Создание Учебного Центра», создание полной версии, которого является одним из пунктов порядка действий. Все упомянутые процедуры руководитель Учебного Центра компании реализовывает лично и самостоятельно, либо обращаясь к стороннему заказчику.

    По всем вопросам возникшим при ознакомлении с этим документом прошу обращаться лично к Широкопояс Алексею Геннадьевичу

    Автор публикации

    «Потребность в образовании лежит в каждом человеке; народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздуха для дыхания».
    Лев Толстой

    Сегодня существует много вариантов организации обучения персонала. Во многих крупных компаниях созданы отделы, занимающиеся развитием персонала, или даже тренинговые центры, в которых одновременно проходят обучение сотни сотрудников. В свою очередь относительно небольшие компании обычно ограничиваются краткосрочными тренингами и семинарами, для проведения которых приглашают профессионалов со стороны либо направляют своих сотрудников на открытые обучающие мероприятия (тренинги, семинары, конференции и т. д.).

    Обучение персонала - одна из затратных статей бизнеса любой компании, а его эффект не всегда заметен сразу. Направленность внутрикорпоративного обучения - поддержать и повысить результативность персонала, а через сотрудников увеличить прибыльность и доходность компании. В условиях кризиса многие организации, забывая об этом, предпочли до минимума урезать расходы на обучающие программы.

    Могу согласиться с тем, что верный путь сокращения расходов на обучение - определение правильного экономически обоснованного и эффективного подхода в обучении. Я имею в виду следующее: если ваша организация для проведения обучения персонала привлекает внешнюю тренинговую компанию, то эта компания должна быть правильно идентифицирована, а также ей должны быть четко поставлены задачи по обучению вашего персонала, основанные на потребности в обучении отдельных групп специалистов, а не навязанные извне и неприменимы в будущем на практике внутри вашей компании.

    Если это открытые тренинги, на которые вы отправляете специалистов-то же самое: необходимо четко понимать, какая компания проводит обучение, соответствует ли заявленная тематика бизнес-потребностям вашей организации и вашему персоналу, какие тренеры проводят обучение, каким сотрудникам оно необходимо. Подходу в выборе внешних обучающих программ можно посвящать отдельные статьи и писать о нем книги.

    В данной статье я остановлюсь на альтернативе дорогостоящего обучения с привлечением внешних тренеров и тренинговых компаний, а именно - организации собственной внутрикорпоративной обучающей структуры - создании учебного центра («обучающего», «тренингового» - название можно применить то, которое вам больше нравится).

    Учебный центр позволит реализовать основные принципы построения образовательных программ: своевременность, индивидуальность достаточность.

    Целью создания и функционирования учебного центра является обеспечение сотрудников (существующих и вновь принимаемых), работающих в компании, качественными обучающими программами и совершенствование уровня знаний для достижения долгосрочного конкурентного преимущества вашей компании.

    Задачи, которые будут решены благодаря внедрению учебного центра:

    • - систематизация обучения;
    • - качественное планирование обучающих программ как в краткосрочной перспективе, так и долгосрочно, с учетом развития всего персонала и отдельных категорий/личностей. Данная задача также реализует качественную подготовку кадрового резерва компании;
    • - использование единого стандарта в обучении;
    • - обеспечение сотрудников качественными программами обучения и совершенствования знаний;
    • - предоставление своевременных для бизнеса и персонала данных;
    • - обучение с учетом потребностей и особенностей конкретной бизнес-структуры и ее персонала;
    • - методическое обеспечение для внедрения новых продуктов и услуг;
    • - постоянный анализ и контроль результативности обучения сотрудников;
    • - обучение с учетом корпоративных ценностей, в том числе исторических, культурных и проч.

    На схеме 1 показана взаимосвязь учебного центра и составляющих в направлении развития персонала.

    Схема 1. Место обучающего центра в системе обучения

    Информация, формирующаяся на основании определенных составляющих жизнедеятельности организации, и информация, которая должна поступать в учебный центр, отображены ниже в таблице в виде коротких заметок и направлений для использования в учебном центре.

    Таблица 1. Взаимосвязь некоторых аспектов развития персонала и учебного центра

    Составляющие
    Направление Учебный центр
    Отбор персонала
    Квалификационное соответствие нового сотрудника должности, на которую его отбирают

    • - Формирование набора недостающих знаний, навыков и умений, на основании которых осуществляется последующее обучение и развитие сотрудника.
    • - Определение потребности в обучении нового специалиста
    Адаптация сотрудников Введение новых сотрудников в должность.
    Приспособление специалистов к содержанию, условиям трудовой деятельности и непосредственному окружению

    • - Составление «стартовых» обязательных и индивидуальных обучающих мероприятий (об организации, корпоративной культуре, бизнес-процессах, обучающие программы согласно квалификационным требованиям к должности).
    • - Планирование и участие в процессах наставничества и коучинга
    Анализ профессиональной деятельности и оценка рабочих результатов Определение соответствия выполнения функциональных обязанностей согласно должностным требованиям.
    Аттестация и оценка персонала.
    Оценка персонала при необходимости переквалификации или ротации сотрудника
    • - Формирование набора обучающих программ, направленных на улучшение знаний, навыков и умений для успешной работы отдельных сотрудников или групп специалистов.
    • - Подготовка программ в соответствии с новыми поставленными задачами и/или квалификационными потребностями
    Планирование развития персонала Определение необходимого количества персонала для выполнения тех или иных задач с учетом развития бизнеса компании или его оптимизаци
    • - Формирование обучающих программ с учетом стратегического развития бизнеса.
    • - Обучение персонала с учетом изменений, перераспределения функций, в условиях адаптации к новым требованиям.
    • - Обучение кадрового резерва

    Создание организационной структуры «Учебный центр» на базе управления персоналом (развития персонала, управления человеческими ресурсами) состоит из определенных этапов, которые отображены на схеме 2.

    Схема 2. Этапы создания учебного центра

    Детально описывать все этапы в рамках данной статьи я не стану. Остановлюсь на этапах формирования обучающей команды (3 этап - Отбор «тренерского состава» и 4 этап - «Обучение тренеров»), а также на самой модели организации обучения в компании.

    К огда речь идет о формировании состава внутренних тренеров, то здесь встает ряд вопросов, из них можно выделить следующие:

    1) Сколько нужно тренеров для компании?

    2) Какими компетенциями, навыками они должны обладать?

    Два вопроса очень сильно взаимосвязаны, поскольку математика и экономика всегда идут в ногу с логикой и эффективностью. Частично ответив на второй вопрос, можно понимать первый, и наоборот.

    Тем не менее ответом на первый вопрос могут послужить несколько примеров по реализации создания обучающих центров в банковских структурах. Ниже в таблице приведено два примера организации и функционирования учебного центра в очень схожих бизнес-структурах.

    Таблица 2. Сравнение вариантов формирование тренерского состава

    При этом в первом случае 7 тренеров - это тренеры, задействованные исключительно в учебном центре для создания и проведения обучающих мероприятий, а во втором - тренеры, задействованные в работе структурных подразделений головного банка и выполняющие функцию внутренних тренеров в учебном центре. И в том и другом случаях есть свои недостатки и преимущества.

    Таких схем можно приводить в пример большое множество. Но лишь определив цели, задачи для учебного центра, установив логическое и математическое количество мероприятий к проведению в периоде (лучше всего брать год), спланировав тематически направления для развития персонала, можно понимать и организовать оптимальную структуру для компании.

    Более важно в вопросе организации тренерского состава - это то, каким должен быть внутренний тренер, как его идентифицировать, какими компетенциями он должен обладать и какие навыки необходимо развивать. Обучающие мероприятия эффективны только в том случае, если они проводятся экспертами в данной сфере. Это сразу ограничивает поле для поиска тренеров только по той причине, что не так много специалистов, счастливо сочетающих экспертный опыт в своей области, и имеющих способности/желание обучать других. Особенно если речь идет о профессиональных тренингах, соответствующих должностным задачам сотрудников компании.

    П режде чем начинать поиск внутреннего тренера для компании, нужно определиться, какой уровень тренерского профессионализма необходим? Кажется, чем выше компетентность - тем лучше? Это не всегда так. Профессионалов в любой сфере найти сложно, их услуги, как правило, стоят дорого. Кроме того, «суперстар» высоко ценит свою квалификацию, для него важны сложные нестандартные задачи, поэтому перспектива неделями проводить тренинги может его и не вдохновить.

    При организации учебного центра с нуля лучше привлечь специалистов (1–2 человека) высокого профессионального уровня, которые смогут на первых этап помогут руководителю организовать работу и обучить тренеров-новичков.

    Е сли в компании планируется привлечение единственного тренера, который будет проводить различные тренинги для сотрудников разных уровней и направлений функциональной деятельности, тогда этот тренер-профессионал должен быть еще более профессионален. Чем сложнее задачу перед внутренним тренером ставит компания, тем профессиональней должен быть сотрудник. Когда в компании уже есть учебный центр, в котором заняты несколько тренеров, разработаны корпоративные стандарты обучения, тогда эффективнее привлечь перспективного тренера-новичка с высокой мотивацией к работе и развитию. Из него можно вырастить профессионала, который будет соответствовать специфике компании.

    Приведу несколько вариантов переквалификации сотрудника в тренера из других подразделений.

    Таблица 3. Переквалификация сотрудников в тренера из других подразделений

    Плюсы
    Минусы
    Рекомендация
    Специалист становится тренером учебного центра Получаем носителя профессионального опыта, который, получив обучение для тренера, будет передавать свой опыт другим Теряем хорошего сотрудника определенного направления Необходимо четко взвесить, на какой позиции выгоднее использовать данного сотрудника
    Специалист остается работать на своей должности и при этом привлекается к проведению обучения Организация не теряет специалиста и при этом получает тренера профессионала в своем деле. Он всегда в бизнесе и может делиться опытом, приобретенным в реальном времени Сотрудник может не выдержат нагрузку, перегореть либо относиться к тренерским задачам безответственно. Если тренинг проводится для других структурных подразделений, прямой руководитель может быть против отсутствия своего сотрудника для обучения других структурных подразделений Позиция тренера в компании должна быть престижной. Для этого нужно разработать систему мотивации для тренера. Качественно планировать и регулировать нагрузку тренера с учетом функциональной загрузки и понимания того, что в таком режиме тренеру нужно больше времени на подготовку обучающих мероприятий. Руководство компании должно всячески поддерживать тренера
    Руководитель работает тренером Обучение проходит под четким пониманием самого руководителя, какие знания, навыки необходимы специалистам на их рабочих местах. Никто не будет обвинен в неэффективности обучающих мероприятий.
    Проходит как постоянная оценка рабочих результатов, так и прогресс в обучающем процессе
    Нехватка времени.
    Сбой в проведении запланированных мероприятий
    Пусть руководитель обучает своих подчиненных общим и обязательным знаниям и навыкам, а для остального необходимо привлечение внешних тренеров

    Создавая учебный центр, каждая компания выбирает свой метод подбора тренера. Как сделать оптимальный выбор? Принимая решение об обучении собственного специалиста по профессии бизнес-тренера, HR-директор должен тщательно подобрать подходящего кандидата. Прежде чем обучать других, будущий тренер сам обязан пройти качественное обучение (тренинг для тренеров), поработать под руководством наставника, пройти стажировку у более опытного коллеги (в качестве со-тренера).

    О сновные модули для обучения по программе «Тренинг для тренеров» приведены в таблице ниже.

    Таблица 4. Тематические направления в обучении внутренних тренеров

    Чтобы не ошибиться с выбором тренера для компании, необходимо тщательно подготовиться к поиску подходящего кандидата.

    • - Нужно заранее четко определить требования, которым должен соответствовать корпоративный тренер, составить его «идеальные» профили (компетентностей и личности).
    • - Необходимо также определить критерии отбора.
    • - Надо оценить всех кандидатов по выбранным критериям.
    • - Нужно сравнить профили кандидатов с «идеальным» профилем тренера.

    Основные критерии для отбора - профессионализм, стремление к развитию, лояльность, готовность разделять корпоративные ценности. Но самое важное, на мой взгляд, условие - тренер должен быть фанатом своей профессии, иметь огромное желание обучать людей.

    Ниже на схем е показана модель обучения сотрудников разных структурных подразделений с учетом последовательности формирования любого обучающего проекта.

    Схема 3. Модель обучения сотрудников разных структурных подразделений

    Единых рецептов «стандартизированных учебных программ» для компании, по моему мнению, не существует, так как различная бизнес-направленность компаний предполагает свои особенности.

    О днако можно выделить важнейшие элементы, которые могут быть включены в комплекс стартовых/стандартных обучающих мероприятий. Ниже в таблице представлены некоторые из них.

    Таблица 5. Стандартные обучающие мероприятия

    Обучающие программы Основные моменты Метод обучения
    Адаптация новых сотрудников Ознакомление с кругом функциональных обязанностей, изучение организационной структуры и способов взаимодействия внутри компании (схема внутреннего документооборота, иерархическая структура организации, круг должностных лиц, с которыми сотрудник будет контактировать по работе, и сфера их профессиональной ответственности).
    Также в программу адаптации обязательно следует включить ознакомление с корпоративной культурой компании, миссией и стратегическими планами развития фирмы
    Тренинги; семинары; рабочие группы; дистанционное обучение
    Профессиональные программы для различных должностей Организованные обучающие блоки, содержащие теоретическую часть, практическую тренировочную часть в соответствии с должностью и тесты для проверки знаний Тренинги; семинары; дистанционное обучение
    Бизнес-тренинги общей направленности В этот блок входят тренинги лидерства, командообразования, работа над развитием управленческих, коммуникативных навыков, навыков проведения презентаций, умения продавать товары (продукты, услуги) и работать в конфликтных или стрессовых ситуациях и т. п. Тренинги; семинары
    Информационная база Передача знаний по нормативным документам, должностным инструкциям, справочникам и т. п.
    Данный обучающий блок может быть реализован силами специалистов различных подразделений (то есть не обязательно внутренними тренерами)
    Дистанционное обучение; семинары; тренинги

    Обучающие курсы и программы должны быть сформированы модульно, с использованием различной компоновки учебных курсов (очное обучение в сочетании с электронным дистанционным обучением), что позволит существенно разнообразить процесс обучения, а также эффективно использовать рабочую нагрузку персонала.

    В окончание статьи хочется отметить, что создание учебного центра - эффективный инструмент развития персонала и один из важнейших составляющих единой системы кадрового менеджмента компании.