Платежные системы. Ипотека. Калькуляторы. Банки. Яндекс Деньги. WebManey. Общая информация

Платежные системы. Ипотека. Калькуляторы. Банки. Яндекс Деньги. WebManey. Общая информация

» » Совокупность денежных средств. Оборотные средства предприятия. Оборотные средства – это совокупность денежных средств авансированных (вложенных) для создания и использования оборотных производственных фондов и фондов. Определение слова финансы в словарях

Совокупность денежных средств. Оборотные средства предприятия. Оборотные средства – это совокупность денежных средств авансированных (вложенных) для создания и использования оборотных производственных фондов и фондов. Определение слова финансы в словарях

Тесты по дисциплине «Финансы предприятий»

1. Что является предметом изучения финансов предприятия?

    движение денежных средств,

    экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств,

    капитал организации,

    работники предприятия.

2. Совокупность экономических отношений, связанных с формированием и использованием денежных средств предприятия – это:

    финансовые отношения,

    финансы предприятий,

    коммерческий расчет,

    финансовые ресурсы.

3. Функциями финансов предприятия являются:

1.обеспечивающая, распределительная, контрольная,

2. стимулирующая, накопительная, регулирующая,

3. фискальная, распределительная, накопительная,

4.накопительная, контрольная, стимулирующая.

4. Финансовые отношения коммерческих предприятий построены на принципах:

    коммерческого расчета,

    самоокупаемости,

    сметного финансирования,

    финансового планирования.

5. Принцип самоокупаемости состоит:

1. получения максимальной прибыли при минимальных затратах,

2. в ведении деятельности на основе хозяйственного расчета,

3. в осуществлении расходов в соответствии с утвержденной сметой,

4. в покрытии затрат на основе их нормирования и планирования.

6. Целью коммерческого расчета является:

1. увеличения доходов для возмещения расходов,

2. получения максимальной прибыли при минимальных затратах ,

3. самоокупаемости,

4. осуществления расходов в соответствии с утвержденной сметой.

7. Какой из принципов организации финансов предприятия предусматривает обязательное получение прибыли:

1.самоокупаемость,

2. сметное финансирование,

3. коммерческий расчет,

4. хозяйственный расчет.

8. Распределительная функция финансов предприятия заключается:

1. в обеспечении сбалансированности стоимостного выражения материальных, трудовых и финансовых ресурсов на всех стадиях кругооборота капитала в процессе производства,

2.в создании и использования системы финансового контроля над соблюдением стоимостных пропорций в процессе формирования и расходования денежных средств,

3. в конкретном расходовании денежных средств и наличных денежных средств на определенные цели,

4. в финансовом планировании предприятия.

    Факторы, оказывающие непосредственное влияние на организацию финансов предприятия:

    численность работников, форма собственности,

    сфера общественного производства, отраслевые особенности, организационно-правовая форма предприятия,

    государственная политика в области финансов,

    географические особенности.

10. Финансовая работа на предприятии заключается в следующем:

    финансовое планирование, оперативная и контрольно-аналитическая финансовая работа,

    контроль над производством и реализацией продукции,

    осуществление расчетов с покупателями и поставщиками,

    проведение бухгалтерского учета.

11. Капитал организации – это:

    уставный капитал,

    чистая прибыль,

    денежные средства предприятия, имеющиеся в его распоряжении,

    совокупность материально-вещественных ценностей, принадлежащих организации.

12. Финансовые ресурсы предприятия – это:

1.собственный оборотный капитал,

2. денежные средства предприятия, имеющиеся в его распоряжении,

3. заемный капитал,

4. добавочный капитал.

      Основной капитал - это:

    резервный капитал,

    нераспределенная прибыль предприятия,

    незавершенное строительство,

    денежные средства в кассе.

14.Источниками формирования оборотных средств предприятия являются:

    уставный капитал,

    долгосрочные кредиты,

    добавочный капитал,

    краткосрочные кредиты и займы.

15. К оборотному капиталу предприятия относится:

    денежные средства на валютном счете в банке,

    кредиторская задолженность,

    нематериальные активы,

    чистая прибыль,

16. Организацией получен объект основных средств. Затраты, связанные с доведением полученного объекта до состояния, пригодного к эксплуатации:

    увеличивают уставный капитал предприятия,

    увеличивают первоначальную стоимость объекта основных средств ,

    уменьшают добавочный капитал предприятия,

    увеличивают резервный капитал предприятия.

17. В состав собственного капитала предприятия входят:

    основные средства предприятия,

    дебиторская задолженность,

    кредиторская задолженность,

    резервный капитал предприятия.

18. Предприятие получило кредит 10 млн. руб. на срок до 5 лет. Эта операция:

    увеличила дебиторскую задолженность,

    уменьшила уставный капитал предприятия,

    увеличила кредиторскую задолженность,

    уменьшила резервный капитал предприятия.

19. Финансовые отношения некоммерческих организаций, не занимающихся предпринимательской деятельностью построены на принципах:

1.самоокупаемости,

2. сметного финансирования,

3. коммерческого расчета,

4. самофинансирования.

20. Объектами управления финансами являются:

    государственные финансы,

    финансы предприятия ,

    финансовые службы предприятия,

    финансовые контрольные органы.

21.Контроль над финансово-хозяйственными операциями предприятия осуществляют:

    финансовые службы предприятия ,

    Министерство финансов Р.Ф.,

    Инспекция по налогам и сборам,

    Банк России.

22. Нематериальные активы входят в состав:

    оборотного капитала предприятия,

    заемного капитала предприятия,

    основного капитала предприятия ,

    собственного капитала предприятия.

23. На нематериальные активы:

1.не начисляется амортизация,

2. начисляется амортизация ,

3. начисляется на основании решения собрания учредителей,

4. начисляется по согласованию с банком.

24.Прибыль представляет собой:

    абсолютный показатель,

    относительный показатель,

    процентную ставку,

    норму амортизации.

25. Получение организацией кредита отражается в составе:

    заемных средств ,

    основных средств,

    оборотных средств,

    чистой прибыли.

26. Показатель рентабельности активов используется как характеристика:

1.структуры капитала,

2.кредитоспособности,

3.текущей ликвидности,

4. доходности вложения капитала в имущество предприятии .

      Объектами финансового планирования на предприятии являются:

1. финансовые ресурсы ,

2. денежные потоки,

3. чистая прибыль,

4. инвестиционная деятельность.

28. Финансовый план предприятия представляет собой:

1. бюджет доходов и расходов предприятия ,

2. бюджет денежных средств предприятия,

3. прогноз о прибылях и убытках,

4. бюджет капитальных вложений.

29. При составлении финансового плана:

    доходы должны равняться расходам ,

    расходы должны превышать доходы,

    доходы должны превышать расходы.

    нет правильного варианта ответа.

30. Различают следующие виды финансового планирования:

    перспективное, текущее, оперативное ,

    попроцессное, попередельное, позаказное,

    нормативное, плановое, фактическое,

    предварительное, последующее.

31. Структурно финансовый план состоит:

1. из активов (внеоборотных и оборотных) и пассивов (собственных и заемных),

2. из доходов от производственной, финансовой и инвестиционной деятельности и расходов от производственной, финансовой и инвестиционной деятельности,

3. из отчета о прибылях и убытках,

4. из отчета о движении денежных средств предприятия.

32. Финансовая политика предприятия – это:

1. управление финансами предприятия ,

2. управление кадрами предприятия,

3. управление производством предприятия,

4. нет правильного варианта ответа.

33. В финансовую политику предприятия не входит:

    налоговая политика,

    инвестиционная политика,

    учетная политика,

    кадровая политика .

34.Экономическая сущность рентабельности – это:

    чистая прибыль предприятия,

    процентная ставка доходности ,

    норма амортизации,

    прибыль до налогообложения.

35. Выручка представляет собой:

    прибыль предприятия,

    доход от реализации продукции,

    собственный оборотный капитал,

    денежные средства на расчетном счете предприятия.

36. К оборотным производственным фондам относится:

    готовая продукция,

    дебиторская задолженность,

    сырье и материалы ,

    денежные средства.

37. Капитал предприятия классифицируется:

    по принадлежности предприятию,

    по объектам инвестирования,

    в зависимости от цели использования,

    все выше перечисленное .

38. К фондам обращения предприятия не относятся:

    денежные средства,

    товары отгруженные,

    тара ,

    дебиторская задолженность.

39. Финансы предприятия – это

    система денежных отношения предприятия с партнерами по бизнесу ,

    деньги предприятия,

    имущество предприятия,

    обязательства предприятия.

40. Резервный капитал входит в состав:

    собственного капитала ,

    основного капитала,

    заемного капитала,

    оборотного капитала.

Совокупность денежных средств государства, предприятия

Первая буква "ф"

Вторая буква "и"

Третья буква "н"

Последняя бука буква "ы"

Ответ на вопрос "Совокупность денежных средств государства, предприятия ", 7 букв:
финансы

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова финансы

"Мои... поют романсы"

Совокупность денежных средств государства, предприятия, система формирования и распределения этих средств

"Поющая" рифма к романсу

Певцы, которые у И. Крутого и А. Буйнова "поют романсы"

м. мн. государственная казна и счеты ее; все, что относится до прихода и расхода государства. Министр финансов. Финансовые дела наши расстроены

Поющие деньги

Все денежные средства страны

"Мои... поют романсы" (денежное)

Определение слова финансы в словарях

Экономический словарь терминов Значение слова в словаре Экономический словарь терминов
обобщающий экономический термин, означающий как денежные средства, финансовые ресурсы, рассматриваемые в их создании и движении, распределении и перераспределении, использовании, так и экономические отношения, обусловленные взаимными расчетами между хозяйственными...

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир Значение слова в словаре Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
м. мн. государственная казна и счеты ее; все, что относится до прихода и расхода государства. Министр финансов. Финансовые дела наши расстроены.

Примеры употребления слова финансы в литературе.

Раньше она никогда не играла на бирже, но Абеляр Гомес, любезный молодой цикада, снабдил ее для времяпрепровождения финансами .

Центр абсорбции, муниципалитет, отдел реабилитации министерства финансов - повсюду сидели служащие, мужчины и женщины, не желавшие даже поднять голову от дымящейся чашки с традиционным чиновничьим кофе, чтобы хотя бы просто выслушать старика.

Иным казалось, что ликвидация февральского мятежа в Токио была победой антимилитаристских сил, но через месяц премьер Хирота запретил первомайскую демонстрацию в Японии, а новый министр финансов - президент национального промышленного банка Баба-сэнсей - подготовил и утвердил государственный бюджет неслыханного напряжения.

Промышленность и сельское хозяйство пришли в упадок, финансы были в полном расстройстве, а двор и аристократия, не считаясь ни с чем, швыряли деньги на развлечения и удовольствия.

Франции, связавшая в результате деятельности Вышнеградского и его преемников финансы России с Парижской биржей, легла в фундамент франко-рус.

Прежде всего, дадим определение, что представляют собой денежные средства предприятия. Денежные средства предприятия представляют собой совокупность всех денег, находящихся в кассе, на банковских расчетных, валютных, специальных и депозитных счетах в выставленных аккредитивах и особых счетах, чековых книжках, переводах в пути и денежных документов. К денежным активам можно отнести также вложения в легко реализуемые ценные бумаги и требования на получение денежных средств.

Денежные средства характеризуют начальную и конечную стадии кругооборота хозяйственных средств.

Скорость движения денежных средств во многом определяются эффективностью предпринимательской деятельности. Объемом имеющихся у предприятия денег, как важнейшего платежного средства, определяется платежеспособность предприятия, это одно из важнейших характеристик его финансового положения.

Денежные средства являются единственным видом оборотных средств, обладающим абсолютной ликвидностью, то есть немедленной способностью выступать средством платежа по обязательствам предприятия. Именно их объемом определяется платежеспособность предприятия. Для определения уровня платежеспособности объем денежных средств сопоставляется с объемом текущих обязательств предприятия. Платежеспособными считаются предприятия, обладающие достаточным количеством денежных средств, для расчетов по имеющимся у них текущим обязательствам. Помимо этого, предприятию необходимы резервы денежных средств, для оплаты возможных непредвиденных обязательств, а также для осуществления выгодных инвестиций. Однако любые излишние запасы денежных средств, приводят к замедлению их оборота, то есть эффективность их использования снижается, а в условиях инфляции приводят к серьезным потерям за счет их обесценения.

Искусство управления денежными потоками заключается не в том, чтобы накопить больше денег, а в оптимальном использовании их запасов, и таком планировании движения денежных потоков, при котором к каждому очередному платежу предприятия по своим обязательствам, обеспечивалось поступление денег от покупателей и других дебиторов, при сохранении необходимых резервов. Такой подход обеспечивает возможность сохранения платежеспособности предприятия, извлечения дополнительной прибыли, за счет инвестиции появляющихся свободных денежных ресурсов, не допущения их омертвления.

Особое значение денежных средств, заключается в их роли инструмента управления денежными потоками, контроля сохранности, законности и эффективности использования денежных средств, поддержание повседневной платежеспособности предприятия.

Сущность денег проявляется в их функциях.

1. Деньги как мера стоимости.

Приравнивание товара к определенной сумме денег, дает количественное измерение величины стоимости товара. Стоимость товара, выраженная в деньгах, является его ценой. Функция меры стоимости, реализуется на основе масштаба цен. Масштаб цен, как показатель величины стоимости преобразуется в рыночную цену, выраженную в национальных денежных единицах.

2. Деньги как средство обращения.

Деньги как средство обращения позволяют владельцам ресурсов и производителям платить таким товаром (деньгами), который может быть использован для покупки любого другого товара или услуги, имеющихся на рынке. Деньги позволяют избежать неудобств, возникающих при бартерном обмене.

3. Деньги как средство накопления, сбережения и образования сокровищ.

Деньги, изъятые из обращения с целью накопления, выполняют функцию средства образования сокровищ, сохранения стоимости.

Сокровища - это накопление драгоценных металлов в виде монет, слитков, ювелирных и других изделий, принадлежащих государству или частным лицам. Рыночная система стимулирует превращение сокровищ в капитал, приносящих прибыль, через кредитную систему, в том числе фондовую биржу.

4. Деньги как средство платежа.

Товары не всегда могут продаваться с немедленной оплатой за наличные деньги, поэтому возникают расчеты, которые растянуты во времени и фактически базируются на отсрочке уплаты денег. Деньги функционируют как средство платежа не только при оплате купленных в кредит товаров, но и при погашении других обязательств, например при возврате денежных ссуд, внесении арендной платы за землю, уплаты налогов, а также в расчетах между экономическими агентами, которые осуществляются через банки.

Денежная система - это форма денежного обращения в наличной и безналичной формах. Она включает в себя такие элементы: денежную единицу, масштаб цен, виды денег в стране и порядок их эмиссии, также государственный аппарат, осуществляющий регулирование денежного обращения.

В процессе хозяйственной деятельности, организации постоянно ведут расчеты с поставщиками за приобретенные у них основные средства, сырье, материалы и другие товарно-материальные ценности и оказанные услуги, с покупателями за купленные ими товары и заказчиками за выполненные работы и оказанные услуги, с кредитными учреждениями по ссудам и другим финансовым операциям, с бюджетом по различного рода платежам, с другими физическими и юридическими лицами по разным хозяйственным операциям.

Денежные расчеты производятся либо в виде безналичных платежей, либо наличными деньгами. Безналичные расчеты в условиях рыночной экономики осуществляется с помощью платежных поручений и других расчетных документов, путем перечислений по расчетным и текущим счетам клиентов в банках. В отличие от платежей наличными, когда деньги непосредственно передаются плательщиком их получателю, безналичные расчеты осуществляются большей частью с помощью различных банковских, кредитных и расчетных операций, заменяющих наличные деньги в обороте. Применение безналичных расчетов сокращают потребность в наличных деньгах, снижает расходы на денежное обращение, способствует концентрации в банках свободных денежных средств организаций, обеспечивает их более надежную сохранность.

Для правильной организации денежного обращения важное значение имеет, бухгалтерский учет денежных средств, расчетных и кредитных операций.

Умелое использование денежных средств само по себе может приносить организации дополнительный доход, например, за счет рационального вложения временно свободных денежных средств для получения прибыли (в депозиты банков, ценные государственные бумаги, ценные бумаги других организаций, инвестиционные фонды и так далее).

Основными задачами бухгалтерского учета денежных средств являются:

Проверка правильности документального оформления и законности операций с денежными средствами, расчетных и кредитных операций;

Своевременное и полное отражение операций с денежными средствами в бухгалтерском учете;

Обеспечение своевременности, полноты и правильности расчетов по всем видам платежей и поступлений;

Выявление дебиторской и кредиторской задолженности;

Своевременное выявление результатов инвентаризации денежных средств, денежных документов и расчетов;

Обеспечение взыскания дебиторской и погашение кредиторской задолженности ссуд кредитных организаций в установленные сроки;

Обеспечение сохранности денежных средств, денежных документов в кассе и других местах их хранения и выдачи;

Бесперебойное удовлетворение денежной наличностью неотложных нужд организации;

Управление денежными потоками;

Вложение свободных денежных средств в источники финансовых инвестиций, приносящих доход.

Для учета денежных средств и расчетных операций применяется система счетов бухгалтерского учета, объединенных в разделы «Денежные средства» и «Расчеты». Они включают счета кассы, расчетного, валютного и специальных счетов, денежных документов, переводов в пути и всех видов внутрихозяйственных и внешних расчетов организации.

Источники образования государственных финансовых ресурсов: - налоги, пошлины и сборы; - резервные и страховые фонды, добровольные взносы юридических и физических лиц; - средства от выпуска и размещения гос.ценных бумаг; - поступления от использования или продажи гос.имущества; - средства от продажи золотого запаса страны; - внешние и внутренние гос.заимствования.

ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ.

Сущность финансов раскрывается через их функции. Главной функцией является распределительная, она выражается через процесс использования денежных средств накопленных ранее, для удовлетворения соответствующих нужд и потребностей хозяйствующей системы в финансовых ресурсах, образуя денежные доходы и накопления при создании общественного продукта.

Функция реализуется с использованием первичных и вторичных доходов .

Первичные (основные) доходы формируются путем распределения национального дохода среди участников материального производства.

Вторичные производные) доходы формируются путем перераспределения национального дохода между производственной и непроизводственной сферами, регионами страны, отраслями, социальными группами. Таким образом, государство формирует свой бюджет посредством различных налогов, обязательных отчислений и сборов.

Распределительная функция необходима для воспроизводства, формирования расходной части бюджета страны, а также финансов физических лиц.

Контрольная функция реализуется через финансовый контроль. Если контроль не осуществляется, то на практике невозможно оценить эффективность распределительной функции. Ф.К. - система мероприятий, с помощью которых осуществляется реальный контроль над деятельностью всех хозяйственных структур экономики, а также распределением и перераспределением валового внутреннего продукта (ВВП).

С позиции практики Ф.К. представляет собой совокупность мероприятий по организации соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины всех субъектов хозяйствования и управления, а также оценку эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов. Таким образом, Ф.К. не только включает в себя оценку правомерности тех или иных финансовых действий, но и имеет аналитический аспект. Ф.К. как и все финансовые категории видоизменялся по мере эволюции финансовых отношений. Исторически он возник как государственный контроль над расходованием государственной казны.

Государственный контроль - правовое регулирование финансовых отношений в РФ.

Прежде всего, он охватывает контроль бюджетных правоотношений. Органами государственного финансового контроля выступают специальные подразделения:

1. со стороны Администрации Президента - Главное контрольное управление Президента РФ созданное в соответствии с его указом. Осуществляет контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, а также подразделений Администрации Президента; рассмотрение жалоб и обращений юридических и физических лиц. В случае выявления финансовых нарушений оно имеет право направлять предписания об их устранении. По результатам проверок вносит предложения на рассмотрение президента. Применять какие-либо санкции нарушителям самостоятельно Главное контрольное управление не имеет права.

2. от Совета Федерации контроль принадлежит Счетной палате РФ. Она подотчетна только Федеральному Собранию РФ и ее деятельность связана с контролем федеральной собственности и контролем за расходованием федеральных средств. Контролю подлежат все хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности. Кроме того в полномочия Счетной палаты входит контроль за деятельностью Банка России, Правительства РФ, связанной с обслуживанием и выполнением обязательств по государственному долгу, контроль за эффективностью использования иностранных кредитов и займов, а также представления Россией займов, финансовой помощи иностранным государствам и международным организациям. Формой контроля служат тематические проверки и ревизии. При выявлении нарушений направляются представления для принятия мер по их устранению, если предписания не исполняются, коллегия Счетной палаты по согласованию с Государственной Думой может приостановить все виды расчетных операций нарушителя, а в случаях хищения государственных средств дела передаются в правоохранительные органы. Предписания Счетной палаты могут быть обжалованы в судебном порядке. Счетная палата не имеет полномочий применения административных мер воздействия к нарушителям финансовой дисциплины.

3. со стороны исполнительной власти являются Межведомственный совет по государственному финансовому контролю, Министерство финансов РФ, а также финансовые органы субъектов Федерации. В Совет входят председатель Банка России, руководитель Федерального казначейства, руководители финансово-контрольных органов. К работе Совета могут привлекаться представители Генеральной прокуратуры и силовых структур. Совет возглавляет министр финансов РФ.

Министерство финансов РФ осуществляет финансовый контроль на всех стадиях формирования и использования федерального бюджета, внебюджетных фондов всеми органами исполнительной власти.

Оперативный контроль использования государственных средств, в рамках Министерства финансов РФ осуществляют Департамент государственного финансового контроля и аудита и Федеральное казначейство. На него возложены функции по проведению ревизий и тематических проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, использующих средства федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов; по контролю финансовой деятельности бюджетных организаций. По результатам проверок в случае выявления нарушений руководству нарушителя направляют предложения по их устранению и контролируют ход исполнения.

Органы Федерального казначейства осуществляют государственный финансовый контроль за соблюдением исполнения федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов. Имеют право: выдавать предписания о взыскании государственных средств, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек; взыскивать пени с коммерческих банков в случае несвоевременного зачисления средств от хозяйствующих субъектов на счета федерального бюджета и внебюджетных фондов; выносить предупреждения руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателям бюджетных средств о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; приостанавливать операции по счетам в кредитных организациях сроком до 1го месяца.

Наряду с указанными государственными органами финансового контроля функции гос.фин.контроля выполняют и др. гос.органы: Министерство по налогам и сборам, Федеральная служба налоговой полиции, Центральный банк, Министерство государственного имущества, Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Таможенный комитет, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг и др.

Налоговые органы в соответствии с Налоговым кодексом РФ имеют право проверять финансовые документы юридических и физических лиц, получать от них необходимые сведения (за исключением коммерческой тайны), применять меры принудительного воздействия в отношении должностных лиц и граждан, включая изъятия соответствующих документов и приостановления операций по счетам в банках. Основной функцией налоговых органов является контроль за налогоплательщиками и объектами, подлежащими налогообложению и налоговой проверке.

Контроль за соблюдением налогового законодательства осуществляют органы Федеральной службы налоговой полиции РФ. Она не относится к налоговым органам. Её деятельность носит оперативно-розыскной характер и связана с выявлением, предупреждением и пресечением налоговых преступлений и правонарушений.

Таможенные органы РФ осуществляют гос.фин. контроль, связанный с перемещением товаров через таможенную границу России.

Центральный банк РФ наделен значительными полномочиями в области государственного и финансового контроля. В его структуре функционирует специальный орган контроля - Департамент банковского надзора. Его функции проверка и соблюдение коммерческими банками нормативов банковской деятельности. Ц.банк имеет право применять к нарушителям различные меры воздействия от наложения штрафов до замены руководства, отзыва лицензии, ликвидации коммерческого банка.

Главная цель Гос.контроля максимизировать поступление ресурсов в казну и минимизировать государственные издержки управления.

В настоящее время наряду с государственным контролем (счетная палата, М.Ф., контрольно-ревизионного управления, Федеральной налоговой службы и пр.) существует негосударственный финансовый контроль, который представлен:

Внутрифирменным контролем

Контроль со стороны коммерч. банков за организациями, клиентами (корпоративный)

Аудиторский контроль (внешний).

Внутрифирменный контроль осуществляется финансово-экономическими подразделениями и ревизионными комиссиями предприятий, организаций. Положение о статусе этих органов определяется внутренними нормативно-правовыми актами (контроль эффективности и целесообразности затрат, инвестиционные проекты, оценка состояния предприятия).

Коммерческие банки контролируют установленный порядок ведения расчетно-кассовых операций и валютного законодательства.

Аудиторский контроль - деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Основной его целью является установление достоверности финансовой отчетности в соответствии с нормативными актами, действующими в Российской Федерации. В нормативных документах по аудиторской деятельности различают внешний и внутренний, обязательный и инициативный аудит.

Внешний аудит проводится независимой аудиторской фирмой на договорной основе с целью оценки состояния бух.учета и отчетности, эффективности использования государственных средств. Внешний аудит не может осуществляться в отношении экономических субъектов являющихся их учредителями, собственниками, акционерами, кредиторами, страховщиками и представительствами, имеющими в своем капитале долю этих аудиторских фирм. А также если аудиторская фирма оказывала данному субъекту услуги по ведению бух.учета и составлению финансовой отчетности. Сокрытие фактов лишение лицензии.

Внутренний аудит осуществляется специальным аппаратом управления экономического субьекта, который подчиняется высшему руководству. Главная его задача-защита имущественных интересов организации и ее собственников, обеспечение эффективности функционирования организации на всех уровнях управления.

Основные задачи аудита.

Проведение проверок отдельных вопросов деятельности организации, составление справок-докладов по результатам проверки,

Проверка выполнения хозяйственных договоров, постановка и ведение бух.учета, составление и ведение бух.отчетности, экспертиза бух. Балансов и отчетов,

Проверка наличия, состояния, правильности оценки имущества, эффективности использования ресурсов, соблюдение действующего порядка установления цен, тарифов, а также расчетно-платежной дисциплины и своевременности уплаты налогов,

Достоверность управленческого учета, учета затрат на производство, отражение полноты выручки от реализации продукции (работ, услуг), правильности использования прибыли,

Разработка предложений по улучшению организации бух.учета,

Организация подготовки к внешнему аудиту, к проверкам налоговых и других органов внешнего контроля,

Аудиторская проверка может быть:

-инициативная - осуществляется по предложению самого экономического субъекта;

-обязательная - проводится в установленном порядке предусмотренном законодательством.

На основании проверки аудиторы должны в официальном документе изложить свое мнение о финансово-экономической деятельности проверяемого предприятия.

Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов. Все аудиторские услуги платные. Отношения с клиентом оформляются договором с оплатой услуг по договорным ценам.

Формы контроля.

Обязательный (налоговые проверки, контроль за целевым использованием бюджетных средств, аудит);

Инициативный (внутренний);

Предварительный (предупреждение финансовых нарушений);

Текущий (проводится в момент совершения сделок);

Последующий для оценки финансовой деятельности экономических субъектов.

Объекты контроля: - бюджетный контроль; контроль за, внебюджетными фондами; налоговый контроль; валютный контроль; кредитный контроль; страховой контроль; инвестиционный контроль; контроль за денежной массой.

Методы контроля.

Обследование -изучение финансово-экономических показателей с целью определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.

Надзор - контроль за, экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности.

Анализ - изучение финансово бухгалтерской отчетности с целью оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

Наблюдение (мониторинг)- контроль со стороны кредитных организаций.

Ревизия - полное обследование финансово-хозяйственной деятельности субъекта с целью проверки её законности, правильности, целесообразности, эффективности.

Виды ревизии: полные и частичные; комплексные и тематические; плановые и внеплановые. Проводятся органами государственного и негосударственного контроля. Результаты оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений.

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА - это совокупность государственных мероприятий, направленных на финансирование расширенного воспроизводства, формирование федерального бюджета, а также на поддержание устойчивого финансового развития страны.

На формирование финансовой политики существенно влияют следующие факторы:

Конкретные социально-экономические условия страны;

Уровень развития фундаментальной науки;

Роль и степень участия государства в экономике;

Формы и методы разработки финансовой политики.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ:

Выработка научно обоснованной концепции развития финансовой политики, основанной на знании экономических законов и анализе развития общественного хозяйства;

Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период развития экономики;

Разработка конкретных мер, направленных на достижение поставленных целей.

ЦЕЛИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ - полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития экономики, повышения объёма и эффективности использования финансовых ресурсов.

В соответствии с этим финансовая политика призвана создавать благоприятные финансовые условия для развития предпринимательской деятельности.

При разработке финансовой политике большое внимание уделяется определению рациональных форм изъятия доходов в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов.

Финансовая политика всегда предполагает последовательность финансирования:

Приоритетных отраслей экономики и военно-промышленного комплекса;

Науки, фундаментальных исследований;

Социальной сферы.

В зависимости от поставленных задач финансовая политика выступает как:

финансовая стратегия - курс финансовой политике рассчитанный на длительную перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач в рамках государства;

финансовая тактика - совокупность конкретных мер, способов и приёмов реализации выбранной стратегии.

ТИПЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ напрямую зависят от политической и экономической ситуации в стране (исторические и национальные особенности, интересы правящих партий, социальных групп населения).

КЛАССИЧЕСКИЙ ТИП - основатель Адам Смит (1723-1790) ,вошедший в историю провозглашением своего знаменитого принципа «невидимой руки» , суть которого в том что предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес,(преследуя собственную выгоду он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя собственные интересы, он более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им.

Его основные принципы:

Рынок самостоятельно регулирует механизм спроса и предложения товаров и услуг;

Предприниматели самостоятельно решают вопрос о том, что производить и в каком объёме;

Государство не вмешивается в регулирование экономики, сохраняется свободная конкуренция.

Следствием этих принципов явилось построение финансовой политики исходя из уменьшения расходов бюджета, которые были направлены на военные цели, управление государственным долгом.

РЕГУЛИРУЮЩИЙ ТИП - основатель Дж. Кейнс (1883-1946).

Основные положения его концепции:

Финансирование государственных предприятий;

Создание новых рабочих мест;

Снижение уровня безработицы;

Оживление предпринимательской деятельности.

Это приводило к увеличению государственных расходов, что в свою очередь вызывало дополнительный спрос на денежные средства.

В условиях регулирующей политики основополагающими инструментами становятся подоходный налог и система государственного кредита. Посредством налогообложения обеспечивается изъятие доходов в виде сбережений, что способствовало сбалансированности гос.бюджета.

Свою значимость теория Кейнса продемонстрировала в 30-60е годы. Она способствовала достижению высоких темпов экономического роста, созданию новых рабочих мест.

ПЛАНОВЫЙ ТИП-основатель В.И.Ленин(1870-1924)

Основные положения:

Активная роль государства в экономике;

Государственное централизованное распределение финансовых средств между отраслями, предприятиями;

Составление 5летнего плана в рамках государства с разбивкой по годам;

Установление плановых показателей для каждой отрасли, предприятия;

Государственный контроль за использованием денежных средств.

ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ с одной стороны - совокупность методов, инструментов, обеспечивающих реализацию финансовой политики государства,

с другой стороны совокупность видов, форм организации финансовых отношений, условий и методов исчисления, применяемых при образовании и использовании денежных фондов целевого назначения.

Структура финансового механизма очень сложна в связи с огромным разнообразием видов и форм организации финансовых отношений. Условно он подразделяется на 3и группы:

Механизм функционирования государственных финансов (централизованные финансы);

Финансовый механизм предприятий всех организационно-правовых форм;

Страховой механизм.

Каждый реализуется через собственные специфические механизмы:

Гос.финансы через механизмы формирования бюджета и внебюджетных фондов;

Предприятия используя такие формы как кредиты, лизинг (сделка при которой одна сторона по поручению другой стороны вступает в соглашение о поставке с третьей стороной), факторинг (переуступка банку неоплаченных долговых требований, возникающих между контрагентами в процессе реализации товаров и услуг на условиях коммерческого кредита, в сочетании с элементами бухгалтерского, сбытового, страхового, юридического и другого обслуживания фирмы поставщика), ценные бумаги.

Финансовая система РФ - форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

В процессе распределения стоимости совокупного общественного продукта у субъектов экономических отношений аккумулируются различные фонды денежных доходов и накоплений. Эти доходы подразделяются на первичные и конечные . Источником первичных доходов и накоплений является валовый внутренний продукт, который выступает в форме: - заработной платы наёмных работников; - прибыли и амортизационных отчислений у хозяйствующих субъектов; - налоговых и иных платежей, включаемых в себестоимость продукции (работ и услуг), у государства, органов местного самоуправления. Первичные доходы служат источником для дальнейшего перераспределительного процесса через налоговый механизм, систему платежей, распределение прибыли и т.д. Результатом такого перераспределения являются конечные доходы, которые выступают в качестве собственных финансовых ресурсов экономических субъектов. Конечные финансовые ресурсы также являются объектом последующего распределительного и перераспределительного процесса для использования по их целевому назначению.

По признаку формирования доходов экономических субъектов в финансовой системе выделяют:

· централизованные или публичные финансы,

· децентрализованные финансы.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов
Государственный кредит
Государственное страхование
Финансы коммерческих организаций
Финансы финансовых посредников
Финансы домашних хозяйств

ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ФИНАНСЫ - экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах.

ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ФИНАНСЫ - денежные отношения, складывающиеся в рамках деятельности предприятий.

По признаку механизма формирования и использования денежных потоков в финансовой системе выделяют четыре основных уровня или финансовые сферы:

· государственные финансы – уровень макроэкономики;

· финансы хозяйствующих субъектов – уровень микроэкономики;

· финансовый рынок, страхование – обеспечивающая сфера;

· международные финансы – уровень мирового хозяйства.

СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ невозможно понять, не раскрыв систему денежных отношений, возникающих между различными субъектами хозяйственной деятельности.

Группы экономических субъектов: хозяйствующие субъекты (предприятия, организации и т.д.), домашние хозяйства и государство. Движение денежных средств между ними образует финансовые потоки и финансовые фонды.

Государственные фонды денежных средств формируются на макроуровне. К ним относятся государственный бюджет и внебюджетные фонды.

Финансы хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств состоят из фондов, сформированных в результате хозяйственной деятельности на микроуровне.

К ним относятся: фонд потребления, фонд накопления, резервный фонд и т.д.

Итак, под финансами следует понимать не столько деньги, сколько денежные расчеты в экономике между:

Государством и юридическими лицами любой организационно-правовой формы собственности (изъятие налогов, таможенные пошлины);

Предприятиями (денежные отношения по ставкам продукции, перевод денег со счета на счет);

Предприятиями и коммерческими банками (получение кредитов и уплата %)

Физическими лицами и работодателями (з\пл, выплаты)

Физическими лицами и государством (подоходный налог)

Юридическими лицами стран (экспорт, импорт).

Основой финансовой системы являются Децентрализованные финансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этом значительная часть средств направляется на финансирование бюджетных организаций; коммерческих организаций в виде субвенций (бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня или юридич.лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определённых целевых расходов), субсидий(бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов), а также возвращается населению в форме социальных выплат (пенсий, пособий, стипендий и т.д.).

Ключевое место среди децентрализов. финансов принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль-главный источник производственного и социального развития общества.

Особое значение во всей финансовой системе развитых стран мира имеют финансы финансовых посредников. Это фирмы которые организуют взаимодействие лиц имеющих временно свободные денежные средства, с лицами, нуждающимися в денежных средствах.

Финансы некоммерческих организаций имеют свою специфику, связанную с формированием доходов, порядком их использования, владением имуществом и т.д.

Некоммерческие организации - это организации, главной целью которых не является извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Основная их цель - достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, охрана здоровья граждан и т. д.

Некоммерческие организации осуществляют финансово-хозяйственную деятельность на основании сметы доходов и расходов.

ДОХОДНАЯ ЧАСТЬ состоит:

1.взносы учредителей - возникают при создании организации;

2.вступительные взносы - могут поступать в течение всего срока её функционирования;

3.членские взносы - обязательные денежные платежи членов организации;

4. добровольные пожертвования

5. целевое финансирование - поступления от учредителей организации;

6. поступления от предпринимательской деятельности, если таковая существует.

РАСХОДНАЯ ЧАСТЬ состоит:

1. заработная плата работников-расходы на оплату труда;

2. начисления на заработную плату (налог и взносы в ФСС РФ). Расчеты з/пл производятся при составлении штатного расписания;

3. коммунальные расходы;

4. административные расходы (канцелярские, командировки, консультации);

5. хозяйственные расходы и расходы на ремонт основных средств, включая расходы на обслуживание зданий сооружений уборку, территорий, помещений, а также текущий ремонт.

6. целевые расходы - обеспечение равномерного использования полученных средств;

7. прочие расходы - включаются затраты не отраженные в других строках бюджета;

8. резерв непредвиденных расходов - включаются затраты в предыдущие отчетные периоды.

ФИНАНСЫ ДОМОХОЗЯЙСТВ участвуют в формировании финансов посредством налоговых платежей. Чем больше доходы населения, тем выше его спрос на различные материальные и нематериальные блага и тем больше возможности для развития экономики, социальной сферы.

Централизованные финансы представлены бюджетной системой, а также государственным и муниципальным кредитом.

В качестве инструментов управления финансов выступают планирование, контроль, организация и информационное обеспечение.

Организация - обеспечение оптимального достижения цели посредством организационных моделей.

Информационное обеспечение -переработка, анализ, учёт и прогноз информации.

Главным объектом финансового планирования выступают финансовые ресурсы (налоги и сборы, средства от выпуска ценных бумаг, поступления от имущества, добровольные взносы, заимствования, от продажи золотого запаса страны и т.д.) перераспределяемые между субъектами финансовой системы.

Перспективные финансовые планы разрабатываются на три года, из которых на 1ый год составляется бюджет; следующие 2а года плановый период, где прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики.

Перспективный план ежегодно корректируется с учетом прогноза социально-экономического развития РФ, её субъектов, муниципальных образований.

Баланс финансовых ресурсов – совокупность всех доходов и расходов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований ихозяйствующих субъектов на определенной территории. Составляется на основе баланса предыдущего года в соответствии с прогнозом социально-экономического развития.

Сводный финансовый баланс государства – позволяет скоординировать показатели всех звеньев финансово-кредитной системы, определить источники финансирования мероприятий заявленных в прогнозе соц.экон.развития государства, выявить резервы дополнительных финансовых ресурсов, произвести финансовые расчеты и скорректировать направления финансовой политики.

В балансе денежных доходов и расходов населения отражается движение денежных ресурсов населения в наличной и безналичной формах. Доходы формируются из:

З/платы, надбавок к з/п, социальных выплат;

Доходов от предпринимательской деятельности, операций с личным имуществом, от кредитно- финансовых операций;

Социальных трансфертов (пенсии, пособия, стипендии).

Расходы: потребительские; налоги и прочие платежи, добровольные взносы; денежные накопления и сбережения.

Баланс доходов и расходов населения используется для планирования наличного денежного оборота, розничного товарооборота, налоговых поступлений, кредитных ресурсов. Составляется на каждом финансовом уровне.

Финансовое прогнозирование – обоснование показателей финансовых планов, предвидение положения на определенный период, среднесрочное 5-10 лет и долгосрочное (более10 лет).

Главной целью прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов и их потребности в прогнозируемом периоде. Они позволяют разрабатывать различные сценарии в решении социально-экономических задач.

В состав оборотных фондов включают:

1) а) производственные запасы – сырье, вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, топливо, тара, запасные части для ремонта оборудования, а также хозяйственный инвентарь;

2) б) незавершенное производство – предметы труда, которые находятся в производстве на разных стадиях обработки в подразделениях предприятия;

3) в) полуфабрикаты собственного изготовления – предметы труда, обработка которых полностью завершена в одном из подразделений предприятия, но подлежащие дальнейшей обработке в других подразделениях предприятия;

4) г) расходы будущих периодов, к которым относятся затраты на подготовку и освоение новой продукции, рационализаторство и изобретательство.

Соотношение между отдельными группами, элементами оборотных фондов и общими их объемами, выраженное в долях или процентах, называется структурой оборотных фондов . Она формируется под влиянием ряда факторов: характера и формы организации производства, типа производства, длительности технологического цикла, условий поставок топливно-сырьевых ресурсов и др.

Фонды обращения это средства предприятия, вложенные в запасы готовой продукции, товары отгруженные, но не оплаченные, а также средства в расчетах и денежные средства в кассе и на счетах.

Фонды обращения связаны с обслуживанием процесса обращения товаров, они не участвуют в образовании стоимости, а являются ее носителями. После изготовления продукции и ее реализации стоимость оборотных средств возмещается в составе выручки от реализации продукции (работ, услуг). Это способствует постоянному возобновлению процесса производства, который осуществляется путем непрерывного кругооборота средств предприятия. В своем движении оборотные средства проходят три стадии: денежную, производственную и товарную.

19.20 планирование и нормирование оборотных средств

Источники формирования оборотных средств (ОБС) делятся на два вида

1.Собственные ОБС:

· n оборотный капитал (средства владельцев предприятия);

· n прибыль - основной источник;

· n устойчивые пассивы (средства, приравненные к собственным):

§ -задолженность по заработной плате;

§ -задолженность бюджету;

§ -задолженность за тару;

§ -предоплата.

2. Привлеченные средства:

§ ¨ заемные (краткосрочные кредиты банка);

§ ¨ государственный кредит;

§ ¨ прочие (остатки фондов, резервов, неиспользуемых по прямому назначению).

Для обеспечения бесперебойного выпуска и реализации продукции, а также в целях эффективного использования оборотных средств на предприятиях, осуществляется их нормирование. С его помощью определяется общая потребность предприятия в оборотных средствах.

Нормами расхода считаются максимально допустимые абсолютные величины расхода сырья и материалов, топлива и электрической энергии на производство единицы продукции.

Нормирование расхода отдельных видов материальных ресурсов предусматривает соблюдение определенных научных принципов. Основными должны быть: прогрессивность, технологическая и экономическая обоснованность, динамичность и обеспечение снижения норм.

На практике применяют три метода нормирования оборотных средств:
1) аналитический - предусматривает тщательный анализ наличных товарно-материальных ценностей с последующим извлечением из них избыточных;

2) коэффициентный - состоит в уточнении действующих нормативов собственных оборотных средств в соответствии с изменениями показателей производства;
3) метод прямого счета - научно обоснованный расчет нормативов по каждому элементу нормируемых оборотных средств.

При установлении норм и нормативов на планируемый год рекомендуется использовать опытно-статистический и расчетно-аналитический метод.

Норма оборотных средств - величина, соответствующая минимальному, экономически обоснованному объему запасов. Она устанавливается, как правило, в днях.

Норматив ОС - минимально необходимая сумма денежных средств, обеспечивающих непрерывность работы предприятия.

Норма ОС (Н а.ос) определяется по формуле:

Н а.ос = З тек + З стр + З тран + З техн + П р,

§ где З тек - текущий запас (основной вид запаса, самая значительная величина в норме ОС);

§ З стр - страховой запас;

§ З тран - транспортный запас;

§ З техн - технологический запас;

§ П р - время, необходимое для приемки.

Норматив оборотных средств в производственных запасах определяется:

З ср.с * Н з,

§ где З ср.с – среднесуточное потребления в стоимостном выражении;

§ Н з - норма запаса в днях.

Нормирование ОС в незавершенном производстве (Н нп) осуществляется по формуле:

Н нп = ВП ср.д. * П ц * К,

§ где ВП ср.д – среднедневной выпуск продукции по производственной себестоимости;

§ П ц - длительность производственного цикла;

К - коэффициент нарастания затрат, который при равномерном нарастании затрат определяется по формуле:

§ где Ф е - единовременные затраты;

§ Ф н - нарастающие затраты;

§ С - себестоимость.

При неравномерном нарастании затрат

К = С ср /П

§ где С ср - средняя стоимость изделия в незавершенном производстве;

§ П - производственная себестоимость изделия.

Норматив оборотных средств в расходах будущих периодов (Н б.п.) определяется по формуле:

Н б.п. = РБП нач + РБП пред – РБП с,

§ где РБП нач - переходящая сумма расходов будущих периодов на начало планируемого года;

§ РБП пред - расходы будущих периодов в предстоящем году, предусмотренные сметами;

§ РБП с - расходы будущих периодов, подлежащие списанию на себестоимость продукции предстоящего года.

Норматив оборотных средств в остатках готовой продукции определяется:

Н г.п = ВГП дн. * Н з.скл. ,

§ где ВГП дн. - стоимость однодневного выпуска готовых изделий;

§ Н з.скл - норма их запаса на складе в днях.

Совокупный норматив оборотных средств представляет собой сумму нормативов оборотных средств, исчисленных по отдельным элементам.

21. Эффективность использования оборотных средств

К числу показателей эффективности использования оборотных средств можно отнести следующие.

1. Длительность одного оборота (Д о) определяется по формуле:

§ где С о - остатки оборотных средств за период;

§ Т пер - число дней в периоде;

§ V реал - сумма реализованной продукции.

2. Коэффициент оборачиваемости показывает количество оборотов, совершаемых за определенный период. Он определяется по формуле:

3. Коэффициент загрузки ОБС характеризует величину оборотных средств, приходящихся на 1 руб. реализованной продукции:

4. Рентабельность оборотных средств исчисляется как отношение прибыли предприятия к среднегодовой стоимости оборотных средств.

В результате ускорения оборачиваемости (интенсивности использования ОС) определенная сумма ОС высвобождается.

Абсолютное высвобождение отражает прямое уменьшение потребности в оборотных средствах. Абсолютное высвобождение происходит, если

С о.факт < С о.план, V реал = const ,

§ где С о.факт - фактические остатки ОС;

§ С о.план - планируемые остатки ОС;

§ V реал - объем реализации.

Абсолютное высвобождение определяется по формуле:

АВ = С о.факт - С о.план.

Относительное высвобождение ОБС происходит при ускорении оборачиваемости с ростом объема производства. В отличие от абсолютного высвобождения, высвобожденные при этом средства не могут быть изъяты из оборота без сохранения непрерывности производства.

22. Формирование кадров предприятия.

Основная цель формирования персонала на предприятии – сведение к минимуму потерь, обусловленных несовпадением потенциально формируемых в процессе обучения способностей к труду и личных качеств людей с возможностями их использования при выполнении конкретных видов работ, потенциальной и фактической занятостью.

В основе формирования персонала должны лежать следующие принципы:

· соответствие численности работников объему выполняемых работ и квалификации работника, степени сложности его трудовых функций;

· соответствие структуры персонала предприятия объективным факторам производства;

· создание условий для постоянного повышения квалификации и расширения профессионального профиля работников;

· максимальная эффективность использования рабочего времени.

Формирование персонала предприятий требует разработки системы обеспечения, которая должна охватывать следующие стадии:

1. подготовительная (профориентация, профотбор);

2. распределительная (подбор и расстановка кадров);

3. адаптационная (формирование социально-психологической структуры, межличностных связей, т.е. социально-психологическая адаптация; профессиональная подготовка).

Трудовые ресурсы - это часть населения трудоспособного возраста, обладающая необходимым физическим развитием, знаниями и практическим опытом для работы в народном хозяйстве. К трудовым ресурсам относят как занятых, так и потенциальных работников.

Персонал предприятия (кадры, трудовой коллектив) - это совокупность работников, входящих в его списочный состав.

Все работники предприятия делятся на две группы:

- промышленно-производственный персонал , занятый производством и его обслуживанием;
- непромышленный персонал , занятый в основном в социальной сфере деятельности предприятия.

По характеру выполняемых функций промышленно-производственный персонал (ППП) подразделяется на четыре категории: рабочие, руководители, специалисты и технические исполнители (служащие).

Рабочие - это работники, непосредственно занятые производством продукции (услуг), ремонтом, перемещением грузов и т.п. К ним также относятся уборщицы, дворники, гардеробщики, охранники.

В зависимости от характера участия в производственном процессе рабочие, в свою очередь, делятся на основных (производящих продукцию) и вспомогательных (обслуживающих технологический процесс).

Руководители - работники, занимающие должности руководителей предприятий и их структурных подразделений (функциональных служб), а также их заместители.

Специалисты - работники, выполняющие инженерно-технические, экономические и другие функции. К ним относятся инженеры, экономисты, бухгалтеры, социологи, юрисконсульты, нормировщики, техники и др.

23. персонал хозяйствующего субъекта. Классификация

Все работники в зависимости от степени участия их в произ­водственной деятельности делятся на промышленно-производствен-иый и непроизводственный персонал.

К промышленно- производственному персоналу относятся ра­ботники, занимающиеся непосредственно производством продук­ции, выполнением работ и оказанием услуг.

Непромышленный персонал - работники, обслуживающие непромышленные хозяйства и организации хозяйствующего субъек­та. К ним относятся работники жилищно-коммунального хозяйства, детских и врачебно-санитарных, культурно-просветительских учреж­дений и т.д.

Промышленно-производственный персонал в зависимости от характера выполняемых функций в процессе производства делится на рабочих (основных и вспомогательных), служащих и инженер­но-технических работников (специалистов и руководителей).

К рабочим относят работников, непосредственно занятых со­зданием материальных ценностей и оказанием производственных и транспортных услуг. Рабочие подразделяются на основных и вспо­могательных. Их соотношение - аналитический показатель рабо­ты хозяйствующего субъекта.

Основные рабочие непосредственно заняты изготовлением про­дукции, оказанием услуг и выполнением работ.

Вспомогательные рабочие обслуживают технологические про­цессы основного и вспомогательного производства (наладчики, тер­мисты и т.п.).

Служащие - работники, осуществляющие функции счетно-бухгалтерские, статистические, делопроизводственные, снабженческо-сбытовые и административно-хозяйственные.

Инженерно-технические работники выполняют функции тех­нического, организационного и экономического руководства и управления.

Весьма полезно при анализе производственно-хозяйственной деятельности подразделять персонал по следующим категория, руководители, специалисты, служащие, рабочие.

Важным направлением классификации кадров является распределение их по профессиям, специальностям, квалификации.

По уровню квалификации рабочие делятся на неквалифицированных, малоквалифицированных, квалифицированных и высоко­квалифицированных. Квалификация рабочих определяется разря­дами. Специалисты делятся по квалификационным категориям: специалист 1, 2, 3 категории и без категории.

Руководители распределяются по структурам управления и зве­ньям управления.

По структурам управления руководители подразделяются на линейных и функциональных, по звеньям управления - на высше­го, среднего и низшего звена.

В условиях становления рыночной экономики появились но­вые элементы в классификации персонала - менеджеры разного уровня. К ним относятся руководители всех звеньев управления, а также специалисты управленческих служб: менеджеры по рекла­ме, сбыту, персоналу и др.

24. списочная и явочная численность

В практике учета кадров различают явочную, списочную и среднесписочную численность. Явочная численность это работники, явившиеся на работу. В списочный состав кадров включаются все работники, явившиеся на работу, а также отсутствующие по каким-либо причинам (работники, находящиеся в отпуске, командировке, не явившиеся по болезни, занятые выполнением государственных и общественных обязанностей и др.).

В списочный состав работников предприятия входят все рабочие и служащие, принятые на сезонную, временную и постоянную работу. В списочный состав не включаются работники, принятые на работу на срок менее одного дня. Принятые на работу по совместительству учитываются отдельно.

Списочная численность работающих постоянно меняется и может быть зафиксирована лишь на определенную дату, поэтому для характеристики численности работников за месяц, квартал, год определяют среднесписочную численность . Среднесписочная численность рассчитывается путем суммирования списочного состава работников за все дни месяца (включая праздничные и выходные дни) и деления полученной суммы на число календарных дней в месяце. При этом списочная численность работников в выходные и праздничные дни берется по предшествующему дню.

25. планирование кадров и их набор.

Целью планирования численности является установление оптимальной численности работников для обеспечения бесперебойного производственного процесса при минимальных затратах живого труда.

Задача определения потребности в работниках и источников ее удовлетворения решается на основе результатов анализа адекватности персонала и прогнозирования его динамики, исходя из ожидаемых изменений в структуре предприятия, номенклатуре и качестве продукции, технологии, организации производства, труда и управления, а также состояния внутреннего и внешнего рынков труда. Общая численность работников предприятия (Ч пл ) при наличии плановых заданий по объему производства и производительности труда определяется по следующей формуле

§ где Ч баз - численность работников предприятия в базовом периоде,

§ I об - индекс роста объема производства в плановом периоде,

§ I пт - индекс роста производительности труда в плановом периоде.

Подбор и расстановка кадров имеют ключевое значение при формировании персонала. Сущность подбора кадров состоит в том, что на основе общих и конкретных требований, предъявляемых к кандидату на данную должность, и оценки всех имеющихся кандидатов принимается решение по выбору наилучшего из них.

Подбор кадров может осуществляться следующими путями:

1. Набор – назначение (конкурс), которое связано с вовлечением в сферу управления работников со стороны, ранее на предприятии не работавших.

2. Выдвижение – назначение работника, работающего в данном коллективе, на новую, более высокую должность (вертикальное перемещение).

3. Ротация – назначение, при котором место работы, должность могут меняться по горизонтали.

26. показатели изменения списочной численности.

Движение работников на предприятии (оборот) характеризуют следующие показатели:
- коэффициент оборота по приему - это отношение численности всех принятых работников за данный период к среднесписочной численности работников за тот же период;
- коэффициент оборота по выбытию - это отношение всех выбывших работников к среднесписочной численности работников;
- коэффициент текучести кадров - это отношение выбывших с предприятия по неуважительным причинам (по инициативе работника, из-за прогулов и др.) к среднесписочной численности (определяется за определенный период).

27. рабочее время и его использование. Бюджет рабочего времени

Основными единицами учета рабочего времени являются че­ловеко-часы и человеко-дни. Человек может и должен работать ежедневно не более того времени, которое определено как продол­жительность рабочей смены, а иногда больше, но лишь в пределах разрешенного законодательством лимита сверхурочно отрабатыва­емых часов.

Человеко-часом отработанного или неотработанного времени считают один час пребывания работника в течение смены на пред­приятии, а человеко-днем - один день работника в течение его пре­бывания в составе персонала фирмы.

Для определения и оценки фактически достигнутых результа­тов использования трудовых ресурсов необходимо определить:

Общую величину трудовых ресурсов;

Размеры полезного использования их потерь

Календарный фонд времени работников, как в целом, так и по отдельным категориям и группам, может быть определен двояко: либо суммированием списочных чисел работников за все календар­ные дни периода, либо умножением среднесписочного числа работ­ников на число календарных дней в том же периоде, за который было определено среднее списочное число.

На практике не весь объем календарного времени использует­ся реально. В составе календарного фонда времени каждого работ­ника за длительный период времени будут выходные, праздники, отпуска, предусмотренные трудовым законодательством; дни не­явок на работу по болезни и другим причинам; неявки на работу с разрешения администрации, прогулы и т.д.

Структура календарного фонда времени по хозяйствующему субъекту в целом, по отдельным категориям и группам работников определяется путем составления баланса рабочего времени.

Структуру календарного фонда времени целесообразно предоставлять в укрупненном виде, выделяя в составе календарного фонда табельный фонд, максимально возможный (номинальный), явоч­ный плановый, явочный фактический и эффективный фонд рабоче­го времени (реальный фонд).

Табельный фонд рабочего времени равен разнице между календарным фондом рабочего времени и количеством дней, при. холящихся на праздники и выходные.

Максимально возможный фонд рабочего времени равен разни­це между табельным фондомрабочего времени и количеством дней, приходящихся на очередные отпуска.

Явочный фонд времени выступает в форме планового и фак­тического фонда.

Явочный плановый фонд рабочего времени определяется как разница между максимально возможным фондом рабочего вре­мени и целодневными потерями рабочего времени, предусмотрен­ными трудовым законодательством: отпуск по родам, уходу за ребенком, учебный отпуск, неявки на работу по болезни и т.д.

Явочный фактический фонд рабочего времени определяется как разница между явочным плановым фондом рабочего времени и непланируемыми целодневными потерями рабочего времени, не предусмотренными трудовым законодательством: прогулы, невыходы на работу с разрешения администрации, целодневные простои.

Все вышеуказанные виды фондов рабочего времени определя­ются в днях, эффективный (реальный) фонд времени исчисляется в часах. При определении эффективного фонда времени исходят из режима работы и средней продолжительности рабочего дня. Эф­фективный фонд рабочего времени одного работающего характери­зует среднее количество часов, которое должен отработать работ­ник в течение планового периода.

Трудовое законодательство регламентирует продолжительность рабочей недели в часах (40 часов) в качестве базового норматива, однако законодательством предусмотрено и сокращение продолжи­тельности рабочего дня. К числу таких групп работников относятся подростки, не достигшие 18-летнего возраста; рабочие, занятые на тяжелых и вредных работах.

Среднее количество отработанных человеко-часов исчисляется делением общего количества отработанных работниками